Официальные представители Банка России сообщили, что в ближайшее время направят в Минюст документ, вводящий систему оповещения банков о клиентах, с которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание и которым было отказано в проведении операций. Предполагается, что сервис начнет работу в IV квартале 2016 года.
Для чего банки должны знать о недобросовестных клиентах
Новация призвана решить проблему «миграции» недобросовестных клиентов. Росфинмониторинг будет информировать ЦБ обо всех клиентах-«отказниках», а тот в свою очередь разошлет сведения по всем кредитным организациям. Конкретные сроки, объем и порядок предоставления такой информации будет определять Росфинмониторинг.
По действующему законодательству, данные о клиентах-«отказниках» поступают в финразведку от самих участников финансового рынка — банков и некредитных финансовых организаций:
-
негосударственных пенсионных фондов,
-
страховых компаний,
-
брокеров,
-
ломбардов,
-
микрофинансовых организаций,
-
управляющих компаний.
Перспективы введения «черных списков»
Как показывает практика, участники финрынка неохотно делятся подобными сведениями друг с другом, а отсутствие информационного обмена создает почву для злоупотреблений.
В связи с этим, Банк России провел необходимые мероприятия по организации процедуры предоставления поднадзорным субъектам информации о клиентах, которым было отказано в открытии счета, в проведении операции, либо с которыми договор банковского счета был расторгнут.
В кредитных организациях считают, что такая система им очень поможет, поскольку на данный момент банки пытаются решать проблему с проверкой клиентов по принципу «кто как может», используя служебные связи.
По словам банкиров, возможность получать сведения об отказах потенциальным клиентам в открытии счета и проведении операций в других кредитных организациях значительно упростит работу банкам.