142
Оставить комментарий Распечатать

Общественная Палата выступила против законопроекта о разрешении овербукинга

Размер шрифта:
Члены палаты сочли, что в существующем сейчас виде законопроект о разрешении для авиакомпаний продавать большее количество билетов, чем предусмотренное число мест в самолете, может принести неудобство довольно большому числу пассажиров. О необходимости доработки проекта заявляют также и в Министерстве транспорта.

Накануне в Общественной Палате РФ прошли «нулевые чтения» предложенного Минтрансом [X=http://www.aex.ru/docs/8/2015/6/24/2259/;T=законопроекта об овербукинге], т.е. разрешении авиакомпаниям продавать большее количество билетов, чем предусмотренное число мест в самолете. Для этого предлагается дополнить Воздушный кодекс РФ cоответствующей статьей "Изменение условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика".

Договор воздушной перевозки пассажира может быть изменен по инициативе перевозчика при отмене, объединении рейса, указанного в билете, с другим рейсом перевозчика, замене типа воздушного судна, изменении маршрута перевозки, невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете:

  1. если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности (включая случаи, когда подобная отмена, замена или объединение рейсов, изменение маршрута необходимы вследствие метеорологических условий, обстоятельств техногенного или иного характера, которые могут негативно повлиять на перевозку пассажиров);

  2. по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией;

  3. по решению перевозчика.

С инициативой о принятии подобного законопроекта изначально обратился "Аэрофлот". По мнению сторонников этого предложения, практика овербукинга будет выгодна как авиакомпаниям, так и пассажирам. На текущий момент, среднее количество незанятых кресел в самолете во время каждого полета составляет около 10%-15%. Часть пассажиров не является на рейс, часть меняют билеты.

Чтобы заполнить самолет как можно большим количеством пассажиров, авиакомпании и практикуют овербукинг. Это позволяет авиакомпаниям снизить издержки на перевозки и, соответственно, цены на билеты, а пассажирам – оперативно получать денежную компенсацию за перенос рейса.

[C=1020]

Юридически, практика овербукинга в России сегодня никак не урегулирована ни Воздушным кодексом РФ, ни действующими Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" от 28 июня 2007 года, и в итоге - здесь действует принцип "что не запрещено, то разрешено". С другой стороны, это означает, что и механизм защиты прав пассажиров, пострадавших от подобной тактики, детально не урегулирован.

При этом, подобная практика довольно давно существует в Европе и США. В случае, если на рейс зарегистрировалось большее количество пассажиров, чем может вместить самолет, авиакомпания сначала предлагает бонусы или денежную компенсацию тем, кто готов добровольно отказаться от места и вылететь позже (т.н. «voluntary denied boarding»). Если желающих не найдется, авиакомпания регистрирует «лишних» пассажиров на более поздние рейсы независимо от их согласия («involuntary denied boarding»). Тогда пассажиру выплачивается компенсация, размер которой зависит от дальности рейса и времени задержки и может доходить до 600 евро. При наличии значительного количества времени до следующего рейса пассажиру предоставляется гостиница и питание.

Российская версия законопроекта в этом смысле гораздо меньше защищает пассажира от каких-либо негативных последствий в случае переноса или отмены рейса, предусматривая лишь, что перевозчик обязуется:

  • проинформировать (не обеспечить) пассажира об альтернативном варианте перевозки до пункта назначения;

  • выплатить пассажиру компенсацию.

К тому же, ни порядок расчета такой компенсации, ни порядок предоставления пассажиру билетов на другой рейс в законопроекте пока никак не прописаны.

Многие эксперты отмечают возможные негативные последствия от введения подобных правил для некоторых категорий пассажиров – в частности, отбывающих на лечение, деловую встречу или семейное мероприятие, беременных женщин и пассажиров с детьми, пенсионеров, пассажиров стыковочных рейсов. Кроме того, проблемы могут возникнуть и в небольших городах, где рейсы в определенное место назначения выполняются раз в сутки или даже раз в неделю, и перенос времени вылета пассажира, таким образом, может быть весьма затруднительным.

Неудивительно, что в ходе обсуждения поступили многочисленные комментарии о необходимости доработки законопроекта: введения запрета овербукинга для более дорогих и/или невозвратных билетов, установления категорий пассажиров, которых запрещено снимать с рейса, наконец, запрета на применение овербукинга в отношении редко летающих рейсов.

Надо отметить, что и в Министерстве транспорта, несмотря на то, что официально законопроект внесен именно этим ведомством, тоже считают, что законопроект об овербукинге еще весьма "сырой" и нуждается в доработке.

[C=1019]

Однако, надо сказать, что шансы на итоговое принятие законопроекта, даже в случае его доработки, не столь уж высоки. Клиенты российских авиакомпаний просто-напросто не доверяют подобной практике, опасаясь, что они не смогут нормально распланировать себе отдых или деловую поездку, а материальных затрат при этом понесут несравнимо больше. Да и сервис у российских авиаперевозчиков, в случае отмены или переноса рейса, не сравнить с европейским или американским.

К тому же, иностранные компании после введения санкций начали уходить с российского авиарынка или существенно сокращать на нем свой пассажиропоток. Поэтому в итоге, число желающих воспользоваться возможностью овербукинга в России вряд ли будет велико.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай