68
Оставить комментарий Распечатать

Бонусы по контрактам под пристальным вниманием «налоговиков»…

Размер шрифта:
Правоприменительная практика в настоящий момент указывает на отсутствие определённости в отношении применения главы 21 НК РФ в части бонусов (поощрительных выплат), выплачиваемых в рамках договоров.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 154 НК РФ сумма полученного бонуса, по общему правилу, не может являться основанием для корректировки налоговых обязательств и налоговых вычетов каждой из сторон договора, если только предоставление указанной поощрительной выплаты не представляет согласованный сторонами способ изменения цены реализованных товаров (работ, услуг). Вместе с тем, указанная норма начала действовать только с 01.07.2013 года, вследствие чего предыдущие налоговые периоды остались во «тьме» неопределённости.

Изначально вопросы начисления НДС в отношении указанных выплат были подняты в судебной практике, результатом которой стали два Постановления Президиума ВАС России - от 22.12.2009 №11175/09 и от текст 07.02.2012 года №11637/11. В данных судебных актах ВАС России высказал мысль о том, что экономический смысл указанных поощрительных выплат независимо от способа оформления последних выражается в том, что таковые в любом случае следует квалифицировать как торговые скидки (скидки с цены).

А вот конкретная интерпретация указанных выводов находит отражение в судебной практике окружных судов очень по-разному. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27.05.2013 года №А32-29954/2010 согласился с доводами налогового органа о необходимости восстановления НДС применительно к суммам полученного бонуса, в то время как ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.06.2014 года №А66-8047/2013 пришёл к обратным выводам – НДС восстановлению не подлежит. При этом оба суда делали выводы в привязке к позиции ВАС России…

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2014 г. по делу N А66-8047/2013

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Колосовой Е.А. (доверенность от 06.05.2014 N 06-301), от общества с ограниченной ответственностью "Важная персона-Авто" Графской М.Б. (доверенность от 20.09.2013) и Дороговой С.О. (доверенность от 05.08.2013), рассмотрев 09.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Важная персона-Авто" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.10.2013 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-8047/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Важная персона-Авто", место нахождения: 170100, город Тверь, Московское шоссе, дом 1, корпус 1, ОГРН 1056900123125 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 26, ОГРН 106690103812 (далее - Инспекция), от 14.02.2013 N 4 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.

Решением суда первой инстанции от 21.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.10.2013 и постановление от 12.03.2014 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, суды при рассмотрении дела необоснованно не учли, что условиями договора поставки, соглашения от 01.09.2008 с дополнительным соглашением от 01.06.2009 N 1 и приложений не предусмотрено изменение цены поставленных автомобилей в результате выплаты поставщиком покупателю премий; составленные заявителем отчеты о продажах в определенный период, на основании которых выплачена премия, также не содержат данных об изменении цены автомобилей; соответствующие первичные документы применительно к изменению стоимости поставленных товаров сторонами не оформлялись. Таким образом, у судов отсутствовали основания для квалификации полученных Обществом во II квартале 2012 года премий в качестве торговых скидок, изменяющих цену поставленных товаров, ввиду чего выводы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11637/11 к данному делу не применимы.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество представило 13.09.2012 в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за II квартал 2012 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 7 894 810 руб. налога.

По итогам камеральной проверки полученной декларации налоговый орган составил акт от 27.12.2012 N 12-16/6156 и с учетом возражений налогоплательщика принял решения от 14.02.2013 N 86 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 4 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.

Решением Инспекции от 14.02.2013 N 86 отказано в привлечении Общества к ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), уменьшен на 238 576 руб. предъявленный к возмещению налог за II квартал 2012 года и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением налогового органа от 14.02.2013 N 4 Обществу отказано в возмещении из бюджета 238 576 руб. НДС.

Основанием для отказа в возмещении налога послужил вывод Инспекции о том, что Общество в нарушение подпункта 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ не произвело корректировку своих налоговых обязательств путем восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету, ввиду получения от поставщика премий (скидок). При этом Инспекция указала, что выплата премии в адрес Общества направлена на стимулирование в приобретении как можно большего количества автомобилей, соответственно, означает уменьшение фактических затрат заявителя на приобретение товара. В качестве документов, подтверждающих уменьшение стоимости приобретенных товаров, налоговый орган сослался на соглашение от 01.09.2008 N ТВ-1 и отчеты от 11.03.2012 N 8 и от 10.04.2012 N 10, на основании которых Обществом получена премия в сумме 1 564 000 руб. за февраль и март 2012 года.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 08.04.2013 N 08-10/46 решение налогового органа от 14.02.2013 N 4 оставлено без изменения.

Общество оспорило решение Инспекции от 14.02.2013 N 4 в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают непосредственную связь выплаченных поставщиком Обществу премий с поставками товара; премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров (автомобилей) и оказывающих влияние на величину налоговых вычетов по НДС при приобретении автомобилей.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров, если иное не предусмотрено этой статьей, определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Пунктом 4 статьи 166 НК РФ определено, что общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 названного Кодекса налоговые вычеты.

В отношении вычетов по НДС право налогоплательщика на них в силу статьей 171 и 172 НК РФ возникает при следующих условиях: при предъявлении суммы налога покупателю поставщиком, наличии соответствующего счета-фактуры, приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, облагаемых НДС, принятии налогоплательщиком к учету товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена положениями, в том числе касающимися порядка исчисления НДС как покупателем, так и продавцом товаров в случае изменения стоимости поставленных товаров.

В силу пункта 13 статьи 171 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров, вычетам у продавца этих товаров подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Согласно пункту 10 статьи 172 НК РФ вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 названного Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 НК РФ, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров.

В подпункте 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, предъявленные поставщиком товаров, подлежат восстановлению налогоплательщиком (то есть покупателем товаров) в случае изменения стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе, в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

При этом восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров;

дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров.

Таким образом, в случае выплаты поставщиком товаров их покупателю премии (вознаграждения), которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и, соответственно, изменяет цену товара (является формой торговой скидки) и налоговую базу по НДС, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры.

Из материалов дела следует, что Общество (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор" (поставщик; далее - ООО "Тойота Мотор") заключили договор поставки от 16.02.2009 N ТВ-09/Р, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять новые автомобили марки "Тойота", а покупатель - принимать и оплачивать их. Цена каждой партии автомобилей, номенклатура и количество предварительно согласовываются сторонами с помощью электронной почты, после чего поставщик направляет покупателю счет с указанием перечисленных сведений.

В части, касающейся порядка выплаты премий, между Обществом и поставщиком заключено соглашение от 01.09.2008 N ТВ-1 с дополнительным соглашением от 01.06.2009 N 1. В этих документах установлено, что в целях мотивации покупателя к увеличению объемов закупаемых автомобилей (и как следствие, реализуемых), увеличению доли рынка автомобилей, а также в целях повышения уровня удовлетворенности потребителей и уровня продаж автомобилей поставщик выплачивает премию за количество автомобилей определенной модели, реализованных за определенный период времени. Размер выплачиваемой премии определяется на основании подписанного покупателем отчета, представленного поставщику в срок не позднее 12 дней по окончании периода времени, указанного в соответствующем приложении.

В приложениях N 13Т и 14Т предусмотрено, что при реализации автомобилей моделей LC 200 и RAV4 в периоды с 01.02.2012 по 29.02.2012 и с 01.03.2012 по 31.03.2012 размер премии за каждый проданный автомобиль составляет:

25 000 руб. и 18 000 руб. при условии продажи от 90 до 100% от оговоренного сторонами количества подлежащих реализации автомобилей;

50 000 руб. и 36 000 руб. в случае продажи всего количества (100%) подлежащих реализации автомобилей;

50 000 руб. и 36 000 руб. при продаже более 100% от согласованного сторонами количества автомобилей, а также 10 000 руб. и 4000 руб. за каждый автомобиль, проданный сверх количества подлежащих реализации.

На основании отчетов о продажах за периоды с 01.02.2012 по 29.02.2012 и с 01.03.2012 по 31.03.2012 ООО "Тойота Мотор" была выплачена Обществу премия в сумме 1 564 000 руб.

Условиями договора поставки и соглашения о порядке выплаты премии не предусмотрено изменение цены поставленных товаров в результате выплаты поставщиком премий за количество автомобилей определенной модели, реализованных Обществом за конкретный период времени.

Не предусмотрено этого и в приложениях N 13Т и 14Т, а также в составленных Обществом отчетах о продажах за февраль и март 2012 года, на основании которых выплачена премия.

Доказательств того, что поставщик корректировал на суммы выплачиваемых премий налоговую базу, связанную с реализацией товаров покупателю, и выставлял последнему корректировочные счета-фактуры либо первичные документы на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров, материалы не содержат.

В письме от 25.09.2013 (том дела 2, лист 94) ООО "Тойота Мотор" сообщило, что выплаченные Обществу премии за выполнение определенных показателей не расценивает в качестве выплат, связанных с расчетами за поставленные по договору поставки автомобили, и не находит оснований для корректировки стоимости автомобилей и НДС, исчисленного с операции по реализации.

На основании изложенного следует признать, что суды пришли к неправильному выводу о правомерности квалификации Инспекцией спорных премий в качестве скидок на цену товара, поскольку спорные премии не уменьшали стоимость приобретенных товаров. Доказательств обратного Инспекция в материалы дела не представила.

Принимая во внимание отсутствие в договоре поставки, соглашении от 01.09.2008 N ТВ-1 и приложениях N 13Т и 14Т условий об уменьшении цены товара на сумму спорной премии, а также учитывая, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" введен в действие пункт 2.1 статьи 154 НК РФ, кассационная инстанция считает, что суды необоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций установили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение от 21.10.2013 и постановление от 12.03.2014 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований Общества в полном объеме.

В связи с удовлетворением кассационной жалобы с Инспекции в пользу Общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать 4000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 03.04.2014 N 1246 государственную пошлину: вместо 1000 руб. уплачено 2000 руб.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату Обществу на основании статьи 78 НК РФ из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 21.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 по делу N А66-8047/2013 отменить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 14.02.2013 N 4 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 26, ОГРН 106690103812, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Важная персона-Авто", место нахождения: 170100, город Тверь, Московское шоссе, дом 1, корпус 1, ОГРН 1056900123125, 4000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Важная персона-Авто", место нахождения: 170100, город Тверь, Московское шоссе, дом 1, корпус 1, ОГРН 1056900123125, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.



Председательствующий


С.В.СОКОЛОВА


Судьи


О.Р.ЖУРАВЛЕВА


Н.А.МОРОЗОВА

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай