225
Оставить комментарий Распечатать

Какие элементы имущественного комплекса могут быть признаны в качестве финансовых активов? 1

Размер шрифта:
В соответствии с п. 11 МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»:

«Финансовый актив — это актив, являющийся

(a) денежными средствами;

(b) долевым инструментом другого предприятия;

(c) правом, обусловленным договором

(i) получить денежные средства или иной финансовый актив от другого предприятия; или

(ii) обменяться финансовыми активами или финансовыми обязательствами с другим предприятием на условиях, потенциально выгодных для предприятия; или

(d) договором, расчет по которому будет или может быть осуществлен путем поставки собственных долевых инструментов, и являющимся

(i) непроизводным инструментом, по которому предприятие получит или может быть обязано получить переменное количество собственных долевых инструментов; или

(ii) производным инструментом, расчет по которому будет или может быть произведен иным способом, чем обмен фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество собственных долевых инструментов. Для этих целей права, опционы или варранты на приобретение фиксированного количества собственных долевых инструментов предприятия по фиксированной сумме любой валюты относятся к долевым инструментам, если предприятие предлагает эти права, опционы или варранты на пропорциональной основе всем своим владельцам, которые относятся к одному классу непроизводственных долевых инструментов, принадлежащих предприятию. Также для этих целей собственные долевые инструменты, налагающие на предприятие обязательство по поставке другой стороне пропорциональной доли чистых активов предприятия только при ликвидации и классифицируемые как долевые инструменты в соответствии с пунктами 16C и 16D, которые являются договорами на получение или поставку собственных долевых инструментов в будущем».

Прежде чем приступить к исследованию данного определения, отметим одно очень важное обстоятельство: МСФО (IAS) 32 не регулирует процедуры признания или оценки финансовых инструментов. Требования к признанию и оценке финансовых активов и финансовых обязательств изложены в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (п. AG2 МСФО (IAS) 32).

Классификация финансовых активов и обязательств, приведенная в МСФО (IAS) 32, предназначена не для целей отражения финансовых активов в финансовой отчетности. Информация в финансовой отчетности в отношении финансовых активов раскрывается не в соответствии с этой классификацией. Виды (категории) финансовых активов для целей отражения их в финансовой отчетности приведены в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Определение финансовых активов, приведенное в МСФО (IAS) 32, дает лишь общее представление об этом виде активов, здесь описаны элементы имущественного комплекса, которые могут быть признаны в качестве финансовых активов.

Попробуем разобраться, что представляют собой эти элементы имущественного комплекса.

Из п. AG3 МСФО (IAS) 32, на наш взгляд, следует, что под денежными средствами (п. a) подразумеваются платежные средства.

Право, обусловленное договором, получить денежные средства или иной финансовый актив от другого предприятия (подп. с(i) п. 11) — это право требования платежных средств (включая средства на депозитных счетах в банке) и долевых инструментов других лиц, а также право требования получить право требования платежных средств и долевых инструментов других лиц (право требования на право требования).

Как видно из п. AG4 МСФО (IAS) 32, его авторы используют термин «право требования» в том же значении, в котором используем его и мы.

В соответствии с этим пунктом:

«В каждом случае предусмотренное договором право требования (или обязанность по уплате) денежных средств одной стороны обеспечивается соответствующей обязанностью по уплате (или правом требования) денежных средств другой стороны».

В п. АG4 речь идет о праве требования денежных (платежных) средств, но приведенные выше рассуждения касаются и прав требования других активов.

Право, обусловленное договором, обменяться финансовыми активами с другим предприятием на условиях, потенциально выгодных для предприятия (подп. c(ii) п. 11), — это право получить финансовые активы (платежные средства, долевые инструменты других лиц или право требования на право требования) в обмен на такого же рода финансовые активы, проистекающее из менового договора в стадии исполнения 2 или из договора, предоставляющего право заключить в будущем такой меновой договор. Указанное право является финансовым активом, если сумма платежных средств или стоимость других активов, на которые имеет право лицо, больше, чем стоимость активов, которые следует передать в обмен на них.

Элементы имущественного комплекса, упомянутые в подп. c(ii) п. 11 МСФО (IAS) 32, мы разбили на две части. Вторая составляющая выглядит следующим образом: право, обусловленное договором, обменяться финансовыми обязательствами с другим предприятием на условиях, потенциально выгодных для предприятия.

Права, проистекающие из меновых договоров в стадии исполнения и договоров, предоставляющих право заключить меновые договоры в будущем, можно определить как право обменяться активами. Обменяться обязательствами, на наш взгляд, неудачный термин. Здесь речь идет об операциях, где каждая из сторон принимает на себя долг другой стороны по отношению к третьим лицам. В результате у каждой стороны происходит замена одного обязательства (долга) на другое обязательство (долг), вместо одного кредитора появляется другой. По нашему мнению, такие операции нельзя назвать обменом. Одного соглашения между сторонами («я принимаю на себя твой долг (перед третьими лицами) при условии, что ты принимаешь на себя мой долг») недостаточно, необходимо еще и согласие кредиторов, ведь перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Соглашение о переводе долга — это договор, который не имеет стадии исполнения. Нам трудно представить договор, где одна из сторон имеет право в бу

дущем заключить договор с другой стороной о взаимообусловленном обоюдном переводе долгов друг другу. Но ведь только в этом случае можно вести речь о праве «обменяться» обязательствами.

Элементы имущественного комплекса, указанные в п. 11(d) МСФО (IAS) 32, именуются договором, расчет по которому будет или может быть осуществлен путем поставки собственных долевых инструментов (в дальнейшем — СДИ).

На первый взгляд представляется, что здесь речь идет о договоре, где отчитывающийся субъект выступает или может выступить поставщиком СДИ. Но это не так. Этот договор, например, может быть и финансовым активом (п. 11(d) МСФО (IAS) 32), и финансовым обязательством (п. 11(b) МСФО (IAS) 32). Активом — если субъект получит или может быть обязан получить переменное количество СДИ, и обязательством — если он предоставит или может быть обязан передать переменное количество СДИ. Таким образом, субъект в этих договорах может выступать и как поставщик, и как получатель СДИ. Отличительной особенностью этих меновых договоров является то обстоятельство, что они предусматривают обмен переменного количества СДИ. Если договор предполагает обмен фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество СДИ, то такой договор не может выступать в качестве актива или обязательства.

В п. 21 МСФО (IAS) 32 приведен пример, где для расчетов по договору используется переменное количество СДИ. Мы считаем, что этот пример требует пояснений, иначе не понять, почему речь в нем идет о переменном количестве СДИ. Количество СДИ, подлежащих обмену в этом примере, на наш взгляд, определяется по формуле: биржевая стоимость 100 унций золота на определенный момент в будущем / цена одного СДИ. На момент заключения договора и до определенного момента в будущем стороны договора не могут определить количество СДИ, которое следует передать по этому договору. В соответствии с МСФО такой договор является финансовым обязательством организации, даже несмотря на то, что лицо должно или может погасить его путем поставки СДИ. Он не является долевым инструментом, поскольку лицо использует переменное количество СДИ для расчетов по договору, а в этом случае договор не удостоверяет право на остаточную долю в активах предприятия, оставшихся после вычета всех его обязательств.

В п. 24 МСФО (IAS) 32 приведен пример договора, расчет по которому будет произведен лицом путем передачи или получения фиксированного количества его СДИ в обмен на переменную сумму денежных средств или другого финансового актива. Этот пример также требует небольшого уточнения: 100 СДИ обмениваются на сумму денежных средств, равную биржевой стоимости 100 унций золота на определенный момент в будущем. Этот договор в соответствии с МСФО (IAS) 32 является финансовым активом или финансовым обязательством.

Договор, на наш взгляд, — неудачное понятие для описания элементов имущественного комплекса организации. Здесь под договором подразумеваются права и обязательства, проистекающие из договора.

Элементы имущественного комплекса, указанные в подп. d(i) п. 11 МСФО (IAS) 32, можно определить как право получить СДИ. Это право не может быть признано в качестве актива; СДИ предприятия не являются для него активами. Выкупленные предприятием СДИ должны вычитаться из капитала (п. 33 МСФО (IAS) 32). Для предприятия активами являются ценности, полученные в обмен на СДИ. Если предприятие получает СДИ обратно от собственника, то эта формально обменная операция приводит только к оттоку активов или возникновению обязательств перед собственниками. У предприятия в качестве актива может выступать право получить активы в обмен на СДИ.

Таким образом, мы считаем, что элементы имущественного комплекса, приведенные в подп. d(i) п. 11 МСФО (IAS) 32, не могут быть признаны в качестве активов.

Подп. d(i) следовало изложить иначе:

«(i) непроизводным инструментом, по которому предприятие имеет право получить финансовые активы в обмен на собственные долевые инструменты».

Теперь перейдем к элементам имущественного комплекса, указанным в подп. d(ii) п. 11 МСФО (IAS) 32. Подп. d содержит специальные нормы в отношении договоров, где предметами мены выступают СДИ организации. В подп. d(i) указаны такого рода договоры — непроизводные инструменты, а в подп. d(ii) — производные. Элементы имущественного комплекса, указанные в подп. d(ii) в качестве активов и в подп. b(ii) в качестве обязательств, поименованы одинаково — «договор, являющийся производным инструментом». Правда, в качестве активов и обязательств указаны только те производные инструменты, расчет по которым будет или может быть произведен иным способом, чем обмен фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество СДИ.

Договор, как мы уже отмечали, — неудачный термин для описания элементов имущественного комплекса предприятия.

Элементы имущественного комплекса, указанные в подп. d(ii) и b(ii) п. 11, можно в терминах МСФО (IAS) 32 определить иначе, не используя понятия «производные инструменты», «непроизводные инструменты». Эти элементы — это права (обязательства), обусловленные договором, обменять СДИ предприятия на финансовые активы другого предприятия на условиях, потенциально выгодных (невыгодных) для предприятия.

Производный инструмент — это, выражаясь языком МСФО (IAS) 32, потенциально выгодный (невыгодный) договор.

В МСФО (IAS) 32 права (обязательства), проистекающие из потенциально выгодных (невыгодных) договоров, где предметами мены выступают СДИ предприятия, поименованы как договор, являющийся производным инструментом. Причем при определении термина «производный инструмент» МСФО (IAS) 32 отсылает нас к другому стандарту (МСФО (IFSR) 9).

Права (обязательства), проистекающие из других потенциально выгодных (невыгодных) договоров, именуются в МСФО (IAS) 32 иначе, без использования термина («производный инструмент»).

При прочтении подп. d(ii) п. 11 МСФО (IAS) 32 может сложиться впечатление, что договор, являющийся производным инструментом и выступающий в качестве актива или обязательства, — это редкое явление. Ведь к этому договору относится только договор (производный инструмент), расчет по которому будет или может быть произведен иным способом, чем обмен фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество СДИ. А все другие договоры — производные инструменты (расчет по которым будет или может быть произведен путем обмена фиксированной суммы денежных средств или другого финансового актива на фиксированное количество СДИ) относятся к долевым инструментам и, соответственно, не могут выступать в качестве активов и обязательств. Но это первое впечатление обманчиво.

Согласно подп. d(ii) п. 11 «опционы или варранты на приобретение фиксированного количества собственных долевых инструментов предприятия по фиксированной сумме любой валюты относятся к долевым инструментам, если предприятие предлагает эти права, опционы или варранты на пропорциональной основе всем своим владельцам».

А в п. 26 МСФО (IAS) 32 указано:

«если производный финансовый инструмент дает одной из сторон право выбора того, как будет произведен расчет по нему (например, эмитент или владелец может выбрать нетто-расчет денежными средствами или путем обмена акций на денежные средства), то он является финансовым активом или финансовым обязательством, за исключением случаев, когда все варианты расчетов приводят к классификации финансового инструмента как долевого инструмента».

Как видно из приведенных положений, в большом количестве случаев права (обязательства), проистекающие из потенциально выгодных (невыгодных) договоров, где предметами мены выступают СДИ организации, являются активами (обязательствами), а не долевыми инструментами.

По нашему мнению, элементы имущественного комплекса, указанные в подп. d(ii) п. 11, в соответствии с МСФО (IAS) 32 можно именовать как право обменять СДИ предприятия на финансовые активы на потенциально выгодных условиях. То есть именовать их таким же образом, как и права, проистекающие из других потенциально выгодных договоров.

Здесь следует упомянуть и договоры, где предметами мены выступают собственные долговые инструменты предприятия (например облигации). Эти договоры также могут быть для предприятия потенциально выгодными (невыгодными). Право обменять собственные долговые инструменты предприятия на финансовые активы на потенциально выгодных условиях нельзя отнести к элементам имущественного комплекса, указанным в подп. c(ii) п. 11. Собственные долговые инструменты предприятия (так же как и СДИ предприятия) — это права к предприятию, и они не являются активами для предприятия, а в подп. c(ii) п. 11 речь идет о праве обменяться активами. На наш взгляд, эти элементы имущественного комплекса выпали из поля зрения МСФО (IAS) 32. В этом стандарте, как, впрочем, и в других, не используется термин «собственные долговые инструменты», тогда как термин «долговые инструменты других предприятий» мы можем встретить в стандартах (п. 16 МСФО (IAS) 7). Мы считаем, что право обменять собственные долговые инструменты (так

же как и СДИ) на финансовые активы на потенциально выгодных условиях относится к финансовым активам.

В соответствии с приведенным выше определением к финансовым активам относятся только права, проистекающие из потенциально выгодных для предприятия договоров, где имеется определенная конфигурация предметов мены:

  • финансовые активы меняются на финансовые активы;

  • обязательства (долги) «меняются» на другие обязательства (долги);

  • СДИ меняются на финансовые активы 3.

А что же в отношении других потенциально выгодных для организации договоров, где нет такой конфигурации предметов мены? Они не являются финансовыми активами? Из п. 8 МСФО (IAS) 32 следует, что такие договоры попадают в сферу действия этого стандарта. Но являются ли права, проистекающие из них, финансовыми активами или это какие-то другие активы? — этот вопрос МСФО (IAS) 32 оставляет открытым.

Подведем итог. В соответствии с МСФО (IAS) 32 финансовыми активами являются или могут выступить в этом качестве следующие элементы имущественного комплекса предприятия:

  1. денежные (платежные) средства;

  2. долевые инструменты других предприятий;

  3. право требования:

    • активов, указанных в п. 1 (включая средства на депозитных счетах в банке 4),

    • активов, указанных в п. 2;

  4. право требования активов, указанных в п. 3 (право требования на право требования);

  5. право (которое нельзя классифицировать как право требования) получить активы, указанные в п. 1–4, в обмен на СДИ 5;

  6. право, обусловленное договором, обменяться финансовыми активами с другим предприятием на условиях, потенциально выгодных для предприятия;

  7. право, обусловленное договором, «обменяться» финансовыми обязательствами с другим предприятием на условиях, потенциально выгодных для предприятия;

  8. право, обусловленное договором, обменять СДИ (и, добавим от себя, собственные долговые инструменты) на финансовые активы на условиях, потенциально выгодных для предприятия 6.

Право обменяться — это право, проистекающее из менового договора в стадии исполнения или из договора, дающего право заключить меновой договор в будущем. Но есть тип договоров, которые как по форме, так и по назначению не являются меновыми. Например, договор, где обязательства сторон (выплатить денежные средства) поставлены в зависимость от изменения какой-либо переменной (цены товара, ставки ЛИБОР, температуры воздуха и т. п.). Право, проистекающее из указанного договора (в нашей классификации — алеаторный договор в чистом виде), нельзя определить как право обменяться. Поэтому указанную выше классификацию элементов имущественного комплекса необходимо дополнить девятым пунктом: потенциальное право требования финансовых активов, проистекающее из алеаторных договоров в чистом виде.


1. Для лучшего уяснения излагаемого материала рекомендуем прочесть статью «МСФО: долевые инструменты, инвестиции, классификация бухгалтерских балансов». Эта статья будет напечатана в журнале «Аудиторские ведомости» № 10. Обратно

2. МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», п. 3:

Договоры в стадии исполнения — это договоры, по которым ни одна из сторон не выполнила никаких своих обязательств или обе стороны в равной степени частично выполнили свои обязательства.Обратно

3. К СДИ следует добавить еще и собственные долговые инструменты.Обратно

4. Средства на депозитных счетах в банке — это, по сути, права требования платежных средств.Обратно

5. Этот элемент не указан в п. 11 МСФО (IAS) 32, он появится, если положения подп. d(i) п. 11 МСФО изложить в другой редакции.Обратно

6. В МСФО данный элемент описан иным образом, при этом использован термин «производный инструмент» (подп. d(ii) п. 11 МСФО (IAS) 32).Обратно

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай