239
Оставить комментарий Распечатать

КС РФ разрешил не возвращать госпошлину при отказе в выдаче лицензии

Размер шрифта:
При отказе в выдаче лицензии на продажу алкоголя госпошлину организации не вернут. Такую позицию подтвердил Конституционный Суд РФ. Судебная инстанция посчитала, что невозврат уплаченной суммы является одним из элементов государственного регулирования в области производства и оборота алкогольной продукции.

Конституционный Суд РФ рассматривал жалобу ООО «Встреча». Как рассказали, в пресс-службе КС, лицензирующий орган отказал компании в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, а также в возврате ранее уплаченной государственной пошлины в размере 40 000 рублей. В организации уверены, что права юрлица нарушены:

…по смыслу действующего законодательства юридически значимым действием, за которое взимается госпошлина, является предоставление лицензии. Лишение же предпринимателя права на возврат суммы сбора в случае отказа в предоставлении лицензии фактически означает обязанность уплачивать сбор, не установленный законом. Кроме того, уплата государственной пошлины в существенном для соискателя лицензии размере без гарантий ее возврата в случае непредоставления лицензии нарушает конституционное право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым, считает заявитель, оспариваемое законоположение вступает в противоречие со статьями 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Арбитражный суд Ставропольского края встал на сторону ООО «Встреча». Судьи заявили, что пошлина взимается за предоставление лицензии, поэтому подлежит возврату в случае отказа в выдаче документа. Вышестоящие суды этих выводов не подтвердили. Они посчитали, что сбором оплачиваются действия лицензирующего органа, связанные с рассмотрением представленных документов.

КС проверил на конституционность пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса. В этой статье перечислены случаи, в которых госпошлина возвращается. Судьи убеждены, что этот список исчерпывающий. В Конституционном Суде заявили, что возложение на соискателя лицензии финансовых рисков не может рассматриваться как несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности. В суде отметили:

Государственное регулирование в области производства и оборота алкогольной продукции обусловлено необходимостью как защиты жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ.

Так, законодателем установлена повышенная госпошлина за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Данная мера направлена в том числе на регулирование розничной продажи алкогольной продукции путем создания фискального барьера для выхода на рынок продаж. Невозврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии является одним из элементов данного регулирования.

Также в законодательстве предусмотрены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. Они включают, в частности, наличие у предпринимателя минимального уставного капитала, складских помещений в собственности или в аренде на определенный срок. С этими требованиями соотносится исчерпывающий и четкий перечень документов, который он должен представить для получения лицензии. Соискатель еще до обращения за лицензией может оценить, отвечает он лицензионным требованиям или нет…

Оспариваемая норма по своему буквальному смыслу не предполагает возврата государственной пошлины в случае отказа в выдаче лицензии. Это подтверждает и сформированная арбитражными судами правоприменительная практика.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не препятствует соискателю лицензии самостоятельно до подачи в лицензирующий орган необходимых документов оценить их соответствие предъявляемым требованиям, а также не допускает произвольного отказа в предоставлении такой лицензии.

Напомним, порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Добавим, Конституционный Суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Согласно статьям 79 и 80 закона "О Конституционном Суде РФ", его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай