Министерство финансов решило, каким образом лучше отправлять пассажиров куда подальше. Россиян хотят заинтересовать дешевыми авиаперелетами на расстояния более полутора тысяч километров. По замыслу чиновников, государственные субсидии нужно забрать у железнодорожников и отдать авиаторам. В результате летать станет выгодно, а перевозки поездами могут сократиться на 40%. Они будут наиболее востребованы на относительно коротких расстояниях.
По сообщению «Известий», Российские железные дороги могут потерять около 5,5 млрд рублей дотаций в год. Это может обернуться увольнением десятков тысяч сотрудников, закрытием половины вагоноремонтных депо и остановкой Тверского вагоностроительного завода. Издание со ссылкой на Минтранс успокаивает, что реальной основы для реализации предложения Минфина нет:
Предложение о перенаправлении госсубсидий, перечисляемых сейчас РЖД, в пользу авиакомпаний, было направлено замглавой Минфина Андреем Ивановым в правительство. Об этом «Известиям» рассказал источник в аппарате премьера... По расчетам Минтранса, себестоимость перевозки пассажиров по железной дороге ниже, чем воздушным транспортом. Стоимость перевозки в плацкартном вагоне одного пассажира составляет 1–1,2 рубля за 1 км, в купе — 1,3–1,8 рубля. Аналогичный показатель у авиаперевозок в зависимости от расстояния в эконом-классе составляет 1,5–6,2 рубля за 1 км... На основании этих расчетов делается вывод: на маршрутах протяженностью до 700 км железнодорожный транспорт имеет явный приоритет перед авиацией.
— По итогам анализа полученных данных Минфин сделал вывод о логичности сокращения дальних пассажирских перевозок по железной дороге на расстояние свыше 1,5 тыс. км и перераспределения госсубсидий в пользу авиакомпаний, — объясняет собеседник «Известий» в правительстве...
По мнению источника, близкого к железнодорожникам, для РЖД такое предложение Минфина выльется в сокращение субсидий примерно на 5,44 млрд рублей...
Как говорит источник в Федеральной пассажирской компании (ФПК), при дефиците субсидий на 2013 год порядка 10 млрд рублей предложение еще сократить бюджетную поддержку выльется в негативный сценарий, который обсуждался при принятии бюджета на 2013 год. Тогда заявлялось, что ФПК будет вынуждена сократить количество поездов, а следовательно, уволить порядка 15 тыс. сотрудников, закрыть часть вагоноремонтных депо (19 из 38) и прекратить закупку новых плацкартных вагонов. Это приведет, в частности, к остановке градообразующего Тверского вагоностроительного завода.
В Минтрансе говорят, что предложение Минфина обсуждается, но на сегодняшний день реальной основы для его реализации нет.
Напомним, правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс. Авиаперевозки пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей регламентируют специальные Федеральные авиационные правила. Они распространяются как на регулярные рейсы, так и на чартерные.
На железной дороге тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Это предусматривает Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643. Экономически обоснованный уровень тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах определяет Федеральная служба по тарифам. Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте установлены постановлением от 2 марта 2005 г. N 111.
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте
Федеральные авиационные правила