Гражданско-правовые отношения
Произведения дизайна в качестве произведений искусства являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), а также объектами авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). При этом автор или иной правообладатель вправе передать принадлежащее ему исключительное право на данное произведение в полном объеме по договору об отчуждении исключительного права на произведение (ст. ст. 1229, 1285 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации согласно условиям договора исполнитель (дизайнерская студия) обязуется по заданию заказчика (организации) выполнить работы по созданию дизайн-проекта интерьера выставочного зала и передать исключительные права на созданное произведение заказчику.
С учетом вышеизложенного данный договор является смешанным и должен содержать все существенные условия, установленные ст. ст. 702 - 729 ГК РФ для договоров подряда, а также существенные условия, установленные ст. 1234 ГК РФ для договоров об отчуждении исключительных прав.
Налог на прибыль организаций
В данном случае создание дизайн-проекта интерьера выставочного зала и приобретение исключительных прав на него необходимы организации для разового участия в соответствующей международной выставке. При этом после проведения указанной выставки дальнейшее использование дизайн-проекта с целью получения каких-либо экономических выгод не представляется возможным.
Таким образом, приобретенное исключительное право на дизайн-проект не может признаваться нематериальным активом (НМА) в целях налогообложения прибыли, поскольку срок его полезного использования не превышает 12 месяцев (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
В то же время согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
При этом, по нашему мнению, поскольку ни нормы НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства РФ не раскрывают перечня затрат, включаемых в расходы на участие в выставках и ярмарках, организации вправе отнести к данным расходам любые затраты, которые непосредственно связаны с их участием в указанных мероприятиях (п. 7 ст. 3 НК РФ, см. также Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43- 1729/2004-32-152, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N 09АП-14684/2008-АК по делу N А40-29123/08-151-83).
Таким образом, в рассматриваемом случае стоимость работ дизайнерской фирмы по созданию дизайн-проекта интерьера выставочного зала (без учета НДС) может быть учтена единовременно в составе расходов на рекламу. Указанные рекламные расходы являются ненормируемыми и признаются организацией в полном объеме (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли указанные рекламные расходы признаются косвенными расходами и уменьшают налоговую базу того отчетного (налогового периода), в котором они осуществлены (в данном случае - на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ) (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Расходы на участие в выставке не являются нормируемыми. Поэтому НДС, предъявленный дизайнерской студией, принимается к вычету в общеустановленном порядке после принятия к учету выполненных работ и при наличии счета-фактуры дизайнерской студии (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Бухгалтерский учет
В общем случае при выполнении условий, установленных п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, дизайн-проект, исключительные права на который принадлежат организации, может учитываться в составе объектов НМА (п. 4 ПБУ 14/2007).
Однако создание дизайн-проекта интерьера выставочного зала и приобретение исключительных прав на него в данном случае непосредственно связаны с участием организации в международной выставке, при этом сам по себе указанный актив после проведения данной выставки приносить какую- либо экономическую выгоду организации не может.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация не вправе учесть данный дизайн-проект в качестве объекта НМА, поскольку срок его полезного использования не превышает 12 месяцев (пп. "а", "г" п. 3 ПБУ 14/2007).
Следовательно, расходы на создание дизайн-проекта (стоимость работ дизайнерской студии без учета НДС) учитываются организацией в составе расходов по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов единовременно на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В бухгалтерском учете признание расходов, связанных со сбытом продукции, в том числе расходов на рекламу, отражается записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Стоимость работ по созданию дизайн-проекта интерьера выставочного зала отражена в составе расходов на рекламу (118 000 - 18 000) | 44 | 60 | 100 000 | Акт приемки-сдачи выполненных работ |
Отражен НДС со стоимости оказанных услуг | 19 | 60 | 18 000 | Счет-фактура |
Принят к вычету НДС | 68 | 19 | 18 000 | Счет-фактура |
Произведена оплата работ дизайнерской студии | 60 | 51 | 118 000 | Выписка банка по расчетному счету |
Н.Э.Адамушкин, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению