149
Оставить комментарий Распечатать

КС РФ велел публиковать временно применяемые международные договоры

Размер шрифта:
Конституционный Суд проверил на соответствие основному закону страны закон «О международных договорах Российской Федерации». Жалобу подал россиянин, который вез товары через границу. Ошибка таможенников обернулась для него дополнительными расходами. КС РФ велел внести изменения в законодательство.

Временно применяемые до вступления в силу международные договоры должны официально публиковаться. К такому выводу пришёл Конституционный Суд РФ. На соответствие основному закону страны он проверил пункт 1 статьи 23 закона «О международных договорах Российской Федерации». Оспариваемая норма допускает при определенных условиях применение международного договора или его части до вступления в силу.

Суд велел в 3-месячный срок внести изменения в законодательство. Предстоит установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В тот же срок необходимо официально опубликовать все такие договоры. По истечении отведенного времени официально неопубликованные международные соглашения РФ не должны подлежать применению.

Слушания по делу прошли 13 марта, решение провозглашено сегодня, 27 марта. Жалобу подал россиянин Игорь Ушаков, который вез товары через границу. Ошибка таможенников обернулась для него дополнительными расходами. Подробнее о деле рассказывает сайт Суда:

Оспариваемая норма закона устанавливает возможность временного применения международного договора (его части) до вступления в силу, если это предусмотрено договором или об этом достигнута договоренность его участников. При этом, согласно статье 30 оспариваемого закона, обязательная официальная публикация предусмотрена лишь для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

10 июля 2010 года Игорь Ушаков ввёз из Китая в Россию товары для личного пользования, оплатив при этом таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако впоследствии выяснилось, что сотрудники таможни не учли подлежащие применению положения вступившего в силу с 1 июля 2010 Таможенного кодекса таможенного союза (создан в 2009 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном), а также Соглашения между участниками Союза о ввозе и вывозе товаров физическими лицами для личного пользования. Последний документ временно применялся, начиная с 1 июля 2010 года, и устанавливал более высокие ставки таможенных платежей. В результате обнаруженной вышестоящим таможенным органом недоплаты, был произведен перерасчёт. Он послужил основанием для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени за просрочку ее оплаты. Иск таможни был удовлетворен мировым судьей и оставлен без изменения районным судом. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь оспариваемой нормой, пришел к выводу, что Соглашение подлежало применению на территории России с 1 июля 2010 года, не будучи притом официально опубликованным.

Позиция заявителя

Заявитель полагает, что оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 15 (часть 3) и 29 (часть 4) Конституции РФ, поскольку допускает временное применение до вступления в силу международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования. Также она не устанавливает и срок, в течение которого документы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Заявитель считает, что это препятствует заинтересованным лицам своевременно знакомиться и соотносить с ними свое поведение, предвидеть для себя последствия их применения.

Позиция Суда

Конституция Российской Федерации устанавливает обязательность публикации любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. При этом согласно Основному Закону в правовую систему Российской Федерации входят и международные договоры Российской Федерации...

Федеральный закон «О международных договорах» прямо закрепляет обязательность официальной публикации вступивших в силу международных договоров и не указывает на такую необходимость в отношении временно применяемых международных договоров до вступления их в силу...

В результате, гражданам, по сути дела, отказывается в возможности своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании таких международных договоров, что несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан...

...оспариваемый пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу требует официальной публикации временно применяемого международного договора (его части), затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего иные правила, чем предусмотренные законом... До внесения соответствующих изменений в законодательство, временно применяемые до вступления их в силу международные договоры должны официально публиковаться в том же порядке, что и вступившие в силу или ратифицированные Федеральным Собранием.

Федеральному законодателю надлежит в 3-месячный срок установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом. Также в указанный срок должны быть официально опубликованы все такие договоры. По истечению данного срока, официально неопубликованные международные договоры РФ не должны подлежать применению...

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай