122
Оставить комментарий Распечатать

Реформа антимонопольного законодательства завершена

Размер шрифта:
С нового года вступит в силу "третий антимонопольный пакет" поправок в российское законодательство. Основные изменения коснулись положений Федерального закона "О защите конкуренции". Появилось определение картеля. Закреплен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Президент России Дмитрий Медведев подписал поправки к Федеральному закону "О защите конкуренции" и отдельным законодательным актам. Изменения начнут действовать с 2012 года. Новый документ уточняет понятийный аппарат закона. В частности, введено такое понятие как "лицо, являющееся объектом экономической концентрации".

Правила признания цен монопольно высокими излагаются в новой редакции. Определены условия, при которых цены на товары не будут считаться монопольно высокими.

Впервые в законодательстве появилось и понятие картеля. Под ним понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к определенным последствиям:

  • установление и поддержание цены (в том числе на торгах);
  • раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу);
  • отказ от заключения договора с определенным покупателем (так называемый бойкот);
  • прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса.

Законодательно закреплен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Такая форма защиты не будет препятствовать обращению в суд. Жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

  • наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Антимонопольный орган должен рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня её поступления.

Теперь органы ФАС смогут предостерегать бизнесменов о недопустимости действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства. Основанием для предостережения может служить публичное заявление о планируемом поведении на товарном рынке.

Кроме того, Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ уточняет условия, при которых создание и реорганизация хозяйствующих субъектов производится с предварительного согласия антимонопольного органа. Вводятся дополнительные требования к составу и содержанию документов, прилагаемых к ходатайству об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю.

Установлены основания для пересмотра решения (предписания) по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. К ним относятся:

  • выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела;
  • фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания.

Начальник правового Управления ФАС России Сергей Пузыревский принятие закона прокомментировал следующим образом:

С принятием «третьего антимонопольного пакета» завершается реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного законодательства – залог успешного развития экономики нашей страны.

Поправки также внесены в Федеральные законы "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Так, в последнем закреплен максимальный срок предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства. К сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры. Введено понятие манипулирования ценами на рынках электрической энергии. Помимо этого, изменения затронули в Уголовный, Земельный, Жилищный кодексы и некоторые другие законодательные акты.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай