Кадровик всегда на стороне работодателя: 11 вопросов к Юлии Жижериной

Размер шрифта:

Об эксперте Юлии Жижериной:

Юлия Жижерина — признанный эксперт в сфере трудового права, кадрового делопроизводства и управления персоналом с более чем 15-летним опытом работы.

Юлия имеет юридическое образование (Московская государственной юридической академии) и и образование в области менеджмента (Международный институт менеджмента ЛИНК). Также прошла обучение по психологии трудовых отношений в Московском институте переподготовки кадров.

Свою карьеру Юлия начинала как корпоративный юрист и кадровый работник и HR-менеджер, в производственно-торговых компаниях, где проработала в общей сложности 16 лет, в том числе на руководящих должностях директора по персоналу и начальника отдела кадров. Последние 7 лет она работает в сфере кадрового консалтинга и обучения.

Накопленный богатый практический опыт Юлия успешно применяет в преподавательской деятельности. Как приглашенный преподаватель, она провела более 500 семинаров в ведущих учебных центрах, включая Русскую школу управления, РЭУ им. Плеханова, Moscow Business School. Юлия является автором более 400 публикаций по вопросам трудового законодательства и кадрового делопроизводства в профильных журналах, таких, как «Справочник кадровика», «Трудовые споры», «Кадровое дело».

С 2017 года Юлия возглавляет учебно-консалтинговый центр «Мир трудовых отношений», миссия которого — повышение уровня профессиональных компетенций специалистов кадровых служб и HR-подразделений.

О карьере кадровика

Вы уже более шести лет возглавляете учебно-консалтинговый центр. Если я правильно понимаю, то до этого вы работали в корпоративном секторе. Расскажите, по чему вы скучаете из прошлого этапа карьеры, а что с удовольствием оставили позади?

Действительно, я уже более шести лет возглавляю учебно-консалтинговый центр «Мир трудовых отношений». Я вполне удовлетворена своей работой, потому что мне нравится проектная работа. Тогда как при работе в компаниях, даже на руководящих должностях ( начальник отдела кадров, директор по персоналу) остаешься в одной и той же компании, и всегда присутствует какая-то часть рутинной компании, по уже налаженным алгоритмам. А меня больше нравится помогать налаживать работу.

О том, как кадровики меняются

Как за время вашей работы в обучении и консалтинге поменялся кадровый специалист? Кто это был шесть или, может быть, более лет назад и кто это сейчас? Почему произошли такие изменения? И каков он, кадровик коммерческой компании в России в 2024 году?

Я не вижу больших изменений в кадровых специалистах, разве что они больше осваивают электронные системы, программы, стали более технически подкованы. После коронавируса больше используется онлайн-взаимодействие. Образ кадровика коммерческой компании очень зависит от размера компании. В небольших компаниях один кадровый работник может отвечать за подбор, обучение, кадровую документацию, иногда даже за охрану труда. Он сам разработает методику работы. В больших корпорациях кадровый работник обычно выполняет только одну функцию, это больше исполнитель, и от него требуется тщательное исполнение процедур и инструкций.

О том, что сейчас актуально

Что сейчас больше всего беспокоит кадровиков? Какие сегменты отрасли в зоне повышенного внимания и почему? Какие изменения законодательства принесли более всего проблем?

Кадровиков беспокоят постоянные изменения в сфере регулирования трудовых отношений. Например, недавно были большие изменения в воинском учете, которые заставили многие копании заняться воинским учетом. Также часты изменения в регулировании работы отельных категорий работников, в охране труда ( в частности, в медосмотрах). Последние изменения в оплате труда, премировании тоже не могут не вызывать некоторое беспокойство, также как и увеличение штрафов по персональным данным.

О людях и документах

Существует ли разграничение кадрового документооборота и работы с персоналом в компаниях? Требуется ли кадровику умение работать с людьми, и как совместить его с необходимостью тщательной и системной работы с документами? Какими качествами должен обладать специалист по кадрам сейчас, и с какими лучше в эту профессию не лезть?

В больших компаниях существует разграничение — отдельный HR-отдел и отдельно кадровая служба. В небольших компаниях кадровик совмещает функции HR-менеджмента и кадрового учёта. Совсем немного компаний, где кадровик работает только с документами, практически не взаимодействуя с людьми.

Кадровый специалист должен обладать различными профессиональными навыками: как знать трудовое законодательство, кадровое делопроизводство, так и уметь общаться с людьми. По моему мнению, любой сможет освоить эту профессию. Если человек педантичный и тщательно оформляет документы, то он может быть кадровым работником, который ведёт текущую работу, например, оформляет приёмы, увольнения и т.д. Если человеку не нравится скрупулёзная работа, то он сможет заниматься методической работой, например, проводить кадровые аудиты, прописывать алгоритмы, составлять образцы документов. Здесь найдётся работа для всех.

О том, за кого кадровик, — за работодателя или за работника

А что насчет сотрудников? Каковы их запросы к кадровику, и с чем приходится сталкиваться при взаимодействии? Как сотрудники меняются со временем, и как работать с разными поколениями? Кадровик — он за работодателя или за сотрудника? Может быть, есть какие-то интересные случаи, когда было сложно что-то выбрать правильно?

От работников поступают разного рода запросы, не только обычные заявления на отпуск, увольнение, на справки. Иногда работники пытаются спросить у кадровиков что-то по трудовому законодательству, я обычно предлагаю кадровикам не консультировать работников, чтобы нечаянно не сказать что-то против работодателя. Сейчас много практикующих юристов, работник всегда может проконсультироваться у них.

На мой взгляд, Кадровый работник всегда на стороне работодателя. Он получает зарплату от работодателя, подчиняется генеральному директору. За работников выступают адвокаты, отчасти профсоюзы, но не кадровик.

Новое поколение работников отличается от предыдущего: у них меньше дисциплины, часть из молодежи очень сосредоточены на гаджетах, что отвлекает их от работы. Пока не видно, чтобы у них была более высокая производительность, чем у представителей среднего поколения.

Об ожиданиях от кадровика

Что сейчас ожидает от специалиста по кадрам работодатель? Насколько сложно соблюдать баланс между интересами работодателя и интересами закона?

Работодатель ждёт от кадрового специалиста лояльности, защиты интересов компании. Также сегодня от кадровых работников требуется довольно высокий технический уровень: умение работать в программах, ориентироваться в технических моментах. Важна гибкость, чтобы работать с разными поколениями сотрудников. Самое главное — желание следить за изменениями, ведь трудовое законодательство и кадровый учёт меняются очень быстро. Работодатель ждёт от кадровика умения быстро менять алгоритмы работы.

О балансе в трудовом праве

Если говорить о балансе, то как вы считаете, насколько сбалансированы сейчас трудовые отношения в правовом смысле? Законы, суды — они на чьей стороне? Нет ли избыточной заботы о работниках в ущерб работодателям? Нет ли, наоборот, фактического бесправия и зависимости работника от работодателя?

Сейчас очень трудный период, много новых законов и подзаконных актов, которые людям среднего возраста кажутся странными и непривычными. Кроме того, на мой взгляд, не всегда тщательно проработаны принимаемые законы и подзаконные акты.

Безусловно, закон сейчас на стороне работника, также как и судебная практика. Например, работодателям практически очень трудно уволить работника, исходя из текущей судебной практики. Лучше всегда пытаться договариваться об увольнении по соглашению сторон.

О том, что нужно изменить

Какие изменения в ТК РФ вы бы внесли, исходя из своего опыта общения с кадровиками и преподавания? И какие, наоборот, следует как можно скорее оттуда убрать? И почему?

Жаль ,что пока так и не приняты изменения касательно увольнения отсутствующих работников Наверное, многие кадровики думали о необходимости такой правовой нормы. Работники нередко просто не являются на работы, не оформляют увольнение, и мы не можем их уволить. Требуется какое-то основание для увольнения в случае отсутствия работника свыше определенного периода. Хорошо бы, если бы законодатели нас услышали по этому вопросу.

Есть некоторые тяжеловесные конструкции, которые, может быть, уже не несут значимого смысла, — например, уведомления за два месяца о сокращении или об изменениях трудового договора. Бизнесу, особенно малому, очень трудно это выполнить. Нужны более гибкие нормы, позволяющие легче увольнять работников, если у компании дела идут не очень хорошо.

О гендерном неравенстве

Как вы считаете, почему по различным исследованиям мужчины зарабатывают больше женщин за работу на тех же позициях? Нормальная ли это ситуация, и если нет, то как ее исправить и к чему надо стремиться?

Об этом как-то не задумывалась. Слышала, что такое есть, но в моей практике не встречала. В кадровой деятельности у меня всегда в основном работают женщины, поэтому не с чем сравнить зарплаты. В кадровой же сфере практически нет мужчин.

Об искусственном интеллекте в кадровой работе

Как вы относитесь к генеративному искусственному интеллекту? Используете ли в работе уже сейчас? Чего опасаться или, наоборот, чего хорошего ожидать от него кадровику? Как он повлияет на работу в ближайшее время?

К искусственному интеллекту никак не отношусь, пока не вижу его применения в кадровой работе. Не могу выступить специалистом в этом вопросе. Возможно, в HR он где-то используется, но в кадровом делопроизводстве мы его пока не видим.

О планах на будущее

Расскажите о ваших ближайших мероприятиях? Когда они пройдут, как поучаствовать?

Как обычно, мы проводим еженедельные вебинары по самым различным темам, приглашаем на них кадровых специалистов. У нас постоянно идёт набор на десятинедельный кадровый курс «Как наладить работу отдела кадров», по итогам которого мы выдаём диплом о переподготовке либо удостоверение о повышении квалификации. Курс очень подробный, состоит из четырёх блоков: кадровый учёт, другие функции отдела кадров, отдельные категории работников, HR-работа. На нашем курсе можно подробно изучить все аспекты работы отдела кадров.

Оставить комментарий Распечатать
Александр Элеазер
Александр Элеазер Главный редактор ППТ.ру