ФАС может восстановить нарушенные права поставщика, которому заказчик незаконно отказал в допуске к участию в аукционе. В этой статье рассмотрим, как именно это происходит.
Навигация
Повод для рассмотрения жалобы
Закон диктует заказчикам строгие основания отклонения заявки по 44-ФЗ (ч. 4 ст. 67 и ч. 6 ст. 69). Любое отступление от этих норм будет считаться нарушением законодательства.
Поэтому, если участник аукциона считает, что отклонение по первым частям заявок 44-ФЗ не соответствует вышеуказанным правилам, а значит, нарушает его права, то он может обжаловать действия заказчика в соответствии со ст. 105 Закона.
Аналогично можно поступить, если имеет место незаконное отклонение второй части заявки по 44-ФЗ. Только в этом случае важно успеть отправить документы в антимонопольный орган до заключения контракта с победителем тендера.
Таким образом, недобросовестные действия заказчика, а именно необоснованное отклонение заявки по 44-ФЗ, будет являться поводом для рассмотрения жалобы в ФАС. Результатом процесса может стать восстановление нарушенных прав участника.
Порядок рассмотрения жалобы
Сначала ФАС проводит предварительное рассмотрение. Далее жалобу рассматривают по существу. Одновременно комиссия ФАС проводит внеплановую проверку документов, а также организаторов закупки и всех, к ним причастных.
Для примера разберем случай необоснованного отклонения первой части заявки.
Пример
По результатам рассмотрения первых частей заявок (аукцион № 0373100015817000177 от 19.06.2017) комиссия ФГБУ «НМИЦ Кардиологии» отклонила участника ИП Попова А.С. (№ 25) по причине: «Гарантийный срок отсутствует (п. 1 ч. 4 ст. 67 № 44-ФЗ)». В связи с этим 09.09.2017 последний подал документы в ФАС, т. к. счел данные действия необоснованными. В качестве доказательства в документе были подробно изложены соответствующие статьи Закона № 44, а также положения аукционной документации.
18.09.2017 комиссия УФАС в г. Москве вынесла решение, в котором установила нарушение заказчиком ч. 5 ст. 67 № 44-ФЗ. А в ходе проверки выяснилось, что по аналогичным причинам был незаконно отклонен и поставщик № 20. В итоге прошение признали обоснованным и выдали заказчику предписание об устранении нарушений.
Отклонить участника могут и по второй части, но уже после торгов. Далее приведен пример такой ситуации.
30.03.2017 был проведен электронный аукцион № 0127200000217000260. Победитель — ЗАО «Фармацефт». При этом другой участник, ООО «БСС», который по итогам торгов получил второй номер, обжаловал неправомерный допуск победителя по второй части заявки. Последний, как предполагал заявитель, мог предложить лекарства только иностранного производства (Дания), тогда как по закону требовались только российские. Комиссия ФАС провела проверку всех заявок по этим торгам и признала допуск победителя незаконным (решение и предписание от 13.04.2017). В результате заказчик получил предписание, а контракт был заключен с ООО «БСС».
Порядок проведения заседания
Само заседание проводят в следующей последовательности:
- Регистрация присутствующих.
- Открытие заседания, оглашение заказа, наименований, прав и обязанностей сторон.
- Озвучивание обжалуемых действий.
- Комментарии присутствующих к процессу.
- Оглашение итогов.
Сроки рассмотрения жалобы представлены в таблице:
Действие | Срок (рабочие дни) | Ориентир для отсчета |
---|---|---|
Публикация в ЕИС информации о жалобе | Не более 2 | С момента поступления документов в контрольный орган |
Подача возражений от заинтересованных сторон | Не более 2 | До даты рассмотрения |
Рассмотрение жалобы | Не более 5 | С момента поступления документов |
Рассылка заинтересованным лицам и размещение в ЕИС итоговых документов заседания | Не более 3 | С даты принятия |
Признание жалобы обоснованной / частично обоснованной / необоснованной
В результате проверки апелляцию могут признать:
- Обоснованной.
- Частично обоснованной.
- Необоснованной.
Второй вариант уместен, если не все обжалуемые действия признаны незаконными.
В случае отсутствия нарушений закупка возобновляется без изменений, но с продлением сроков соразмерно времени, затраченному на обжалование.
Решение и предписание по результатам рассмотрения
Итоги процесса ФАС всегда оформляет в виде единого решения. Дополнительно может быть составлено предписание (п. 2 ч. 22 ст. 99) либо другие документы (ч. 22 ст. 99), включающие перечень действий, обязательных к исполнению нарушителями. За нарушение закона виновные лица несут ответственность, предусмотренную ст. 107 Закона № 44.
Информация о результатах обжалования публикуется в ЕИС в соответствующем реестре.
Но не стоит забывать, что решение контрольного органа может быть оспорено в суде.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Может пригодиться: