Дебитор — это тот, кто должен. Он имеет обязательства перед организацией или ИП и должен их исполнить. Помимо обязанностей, у должника есть и права. Расскажем, как взаимодействовать с дебитором, чтобы соблюсти свои интересы и не нарушить его права.
Кто такой дебитор
Дебиторская задолженность образуется, когда поставщик свои обязательства исполнил, а покупатель еще не успел ответить тем же. Или когда поставщик не поставил предоплаченное оборудование. Или сотрудник вовремя не вернул подотчетные суммы.
Вот кто является дебитором:
- учредители предприятия, не внесшие свою долю в УК;
- покупатели, не исполнившие обязанности по расчетам (полностью или частично) за поставленную им продукцию, товары или оказанные услуги;
- поставщики, получившие аванс (предоплату), не отгрузившие заказанную продукцию или не оказавшие заказанные услуги;
- ФНС и другие контролирующие органы при уплате авансовых платежей по налогам, взносам, сборам и т.п. или имеющейся переплате налогового платежа;
- работники предприятия, получившие авансовые выплаты, подотчетные деньги или признанные виновными в выявленной недостаче;
- физические и юридические лица, получившие заем от предприятия.
В бухгалтерском учете для учета расчетов с дебиторами предназначены счета:
- 60 — расчеты с поставщиками и подрядчиками;
- 62 — расчеты с покупателями и заказчиками;
- 68 — расчеты с бюджетом;
- 69 — расчеты с внебюджетными фондами;
- 70 — расчеты с персоналом по оплате труда;
- 71 — расчеты с подотчетными лицами;
- 73 — расчеты с персоналом по прочим операциям;
- 75 — расчеты с учредителями;
- 76 — расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.
Перечисленные счета активно-пассивные, то есть допускается как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
Вот так классифицируется дебиторская задолженность:
По теме: дебиторская задолженность в бухгалтерском учете
Текущую задолженность имеют добросовестные клиенты. Это те, кто своевременно и в полном объеме исполняют обязанности по договору. Проще говоря, платят вовремя, не нарушая сроки, указанные в договоре, и в той сумме, которая в договоре обозначена.
Просроченную задолженность фиксируют при нарушении сроков оплаты. Небольшие (несколько дней) задержки с оплатой возникают порой по причинам, не зависящим от должника. Если просрочка небольшая, а партнер считается надежным, да еще и предупредил о задержке перечисления денег, то можно пойти ему навстречу и подождать.
Если разумные сроки ожидания прошли, а денег нет как нет, то просроченная задолженность переходит в разряд сомнительной. С этими должниками необходимо работать всеми доступными методами: звонить, писать письма — электронные, бумажные, встречаться с уполномоченными представителями дебитора. Возможно, исполнению должником своей обязанности поможет предоставление рассрочки или отсрочки платежа.
Разуверившись в возможности договориться с должником, предприятие направляет ему досудебную претензию. Если и это не помогло сдвинуть ситуацию с места, то ничего не остается, как обращаться в суд.
В ряде случаев обязанность дебитора признается нереальной ко взысканию, безнадежной. Условия признания дебитора полной безнадегой изложены в ГК РФ:
- истечение срока исковой давности (ст. 196 и 197);
- ликвидация организации (ст. 419);
- невозможность исполнения дебитором обязательств, вызванная обстоятельствами, на которые стороны повлиять не могут (ст. 416);
- смерть должника — физического лица (ст. 418);
- невозможность исполнения обязательств, вызванная изданием акта органом государственной власти или местного самоуправления (ст. 417).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отражается дебиторская задолженность в бухгалтерском учете. Используйте эти инструкции бесплатно.
Права дебитора
Права сторон, равно как и обязанности, определяются условиями заключенного договора.
Помимо права покупателя (заказчика) на получение определенных товаров, работ, услуг, в договоре указывают, вправе ли он передать свою обязанность по расчету с поставщиком (полностью или частично) третьим лицам.
Дебитор вправе исполнить обязательства досрочно. А вот отказаться от выполнения своих обязанностей или изменить их в одностороннем порядке — такого права должник не имеет.
Обязанности дебитора
Основная обязанность дебитора — своевременный и полный расчет за поставленные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги. Порядок расчетов прописывается в договоре между сторонами.
В случае неисполнения (неполного исполнения) обязательств, должник обязан возместить кредитору убытки, понесенные в связи с такой ситуацией.
По теме: как отразить убыток в декларации по налогу на прибыль
Ответственность дебитора
В договорах прописываются штрафные санкции за неисполнение обязанности по расчетам за поставленную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги — неустойки, пени, штрафы. Предъявлять их или нет — решает кредитор. Если такое решение принято и штрафные санкции должнику предъявлены, то его обязательства увеличиваются. Теперь в его обязанности входит не только погасить долг, но и уплатить штрафные санкции.
Чтобы не допускать просроченной, а тем более безнадежной задолженности, с дебиторкой надо работать. Причем начинать следует еще до заключения договора с контрагентом.
Проверьте его финансовую устойчивость, платежеспособность. Это достаточно легко сделать, получив на ресурсе ФНС бухгалтерскую отчетность потенциального клиента и сделав расчет коэффициентов по балансу:
- финансовой устойчивости = (стр. 1300 + стр. 1400) / стр. 1700. Оптимальное значение будет около 0,6;
- общей платежеспособности = стр. 1300 / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550 + стр. 1400). Оптимальное значение — 2.
Оптимальные или близкие к ним значения коэффициентов скажут о хорошем шансе клиента исполнить обязанности по оплате.
Тщательно подготовьте текст договора — подробно пропишите обязанности и ответственность контрагента за срыв сроков оплаты.
Держите руку на пульсе — проверяйте исполнение клиентом этапов расчетов по договору.
Если сроки оплаты все же нарушены, то пишите, звоните должнику, напоминайте о его неисполненной обязанности и позаботьтесь о документальном подтверждении ваших напоминаний — пригодится, если дело дойдет до суда.
Работа с внешними дебиторами осуществляется совместно юридической, бухгалтерской и менеджерской службами предприятия.
Иная тактика применяется при работе с дебиторами — сотрудниками предприятия. Некачественный контроль за расчетами с сотрудниками — это прокол бухгалтерии.
Чтобы не допустить нарушений при работе с подотчетными средствами, расчетами по займам, предоставленным сотрудникам, или по выявленным недостачам, на предприятии должна существовать стройная система контроля за движением денежных средств. Разработка или участие в разработке внутренних нормативных актов по учету денежных средств — прямая обязанность главного бухгалтера.
-
Дорофеева Ирина
2023-09-18 11:12:21Нивелировать негативные последствия работы с недобросовестными дебиторами поможет формирование резерва по сомнительным долгам. Особенно актуально это для предприятий с большим количеством клиентов.