Рейтинг@Mail.ru
66
Оставить комментарий Распечатать

Дебитор: права, обязанности, ответственность

Размер шрифта:

Дебитор — это тот, кто должен. Он имеет обязательства перед организацией или ИП и должен их исполнить. Помимо обязанностей, у должника есть и права. Расскажем, как взаимодействовать с дебитором, чтобы соблюсти свои интересы и не нарушить его права.

Кто такой дебитор

Дебиторская задолженность образуется, когда поставщик свои обязательства исполнил, а покупатель еще не успел ответить тем же. Или когда поставщик не поставил предоплаченное оборудование. Или сотрудник вовремя не вернул подотчетные суммы.

Вот кто является дебитором:

  • учредители предприятия, не внесшие свою долю в УК;
  • покупатели, не исполнившие обязанности по расчетам (полностью или частично) за поставленную им продукцию, товары или оказанные услуги;
  • поставщики, получившие аванс (предоплату), не отгрузившие заказанную продукцию или не оказавшие заказанные услуги;
  • ФНС и другие контролирующие органы при уплате авансовых платежей по налогам, взносам, сборам и т.п. или имеющейся переплате налогового платежа;
  • работники предприятия, получившие авансовые выплаты, подотчетные деньги или признанные виновными в выявленной недостаче;
  • физические и юридические лица, получившие заем от предприятия.

В бухгалтерском учете для учета расчетов с дебиторами предназначены счета:

  • 60 — расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • 62 — расчеты с покупателями и заказчиками;
  • 68 — расчеты с бюджетом;
  • 69 — расчеты с внебюджетными фондами;
  • 70 — расчеты с персоналом по оплате труда;
  • 71 — расчеты с подотчетными лицами;
  • 73 — расчеты с персоналом по прочим операциям;
  • 75 — расчеты с учредителями;
  • 76 — расчеты с прочими дебиторами и кредиторами.

Перечисленные счета активно-пассивные, то есть допускается как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Вот так классифицируется дебиторская задолженность:

По теме: дебиторская задолженность в бухгалтерском учете

Текущую задолженность имеют добросовестные клиенты. Это те, кто своевременно и в полном объеме исполняют обязанности по договору. Проще говоря, платят вовремя, не нарушая сроки, указанные в договоре, и в той сумме, которая в договоре обозначена.

Просроченную задолженность фиксируют при нарушении сроков оплаты. Небольшие (несколько дней) задержки с оплатой возникают порой по причинам, не зависящим от должника. Если просрочка небольшая, а партнер считается надежным, да еще и предупредил о задержке перечисления денег, то можно пойти ему навстречу и подождать.

Если разумные сроки ожидания прошли, а денег нет как нет, то просроченная задолженность переходит в разряд сомнительной. С этими должниками необходимо работать всеми доступными методами: звонить, писать письма — электронные, бумажные, встречаться с уполномоченными представителями дебитора. Возможно, исполнению должником своей обязанности поможет предоставление рассрочки или отсрочки платежа.

ВАЖНО!
Предоставляя дебитору отсрочку или рассрочку платежа, необходимо тщательно проверить свои финансовые потоки, чтобы не допустить кассового разрыва или срыва исполнения собственных обязательств.

Разуверившись в возможности договориться с должником, предприятие направляет ему досудебную претензию. Если и это не помогло сдвинуть ситуацию с места, то ничего не остается, как обращаться в суд.

В ряде случаев обязанность дебитора признается нереальной ко взысканию, безнадежной. Условия признания дебитора полной безнадегой изложены в ГК РФ:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 и 197);
  • ликвидация организации (ст. 419);
  • невозможность исполнения дебитором обязательств, вызванная обстоятельствами, на которые стороны повлиять не могут (ст. 416);
  • смерть должника — физического лица (ст. 418);
  • невозможность исполнения обязательств, вызванная изданием акта органом государственной власти или местного самоуправления (ст. 417).

Права дебитора

Права сторон, равно как и обязанности, определяются условиями заключенного договора.

Помимо права покупателя (заказчика) на получение определенных товаров, работ, услуг, в договоре указывают, вправе ли он передать свою обязанность по расчету с поставщиком (полностью или частично) третьим лицам.

Дебитор вправе исполнить обязательства досрочно. А вот отказаться от выполнения своих обязанностей или изменить их в одностороннем порядке — такого права должник не имеет.

Обязанности дебитора

Основная обязанность дебитора — своевременный и полный расчет за поставленные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги. Порядок расчетов прописывается в договоре между сторонами.

В случае неисполнения (неполного исполнения) обязательств, должник обязан возместить кредитору убытки, понесенные в связи с такой ситуацией.

По теме: как отразить убыток в декларации по налогу на прибыль

Ответственность дебитора

В договорах прописываются штрафные санкции за неисполнение обязанности по расчетам за поставленную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги — неустойки, пени, штрафы. Предъявлять их или нет — решает кредитор. Если такое решение принято и штрафные санкции должнику предъявлены, то его обязательства увеличиваются. Теперь в его обязанности входит не только погасить долг, но и уплатить штрафные санкции.

Чтобы не допускать просроченной, а тем более безнадежной задолженности, с дебиторкой надо работать. Причем начинать следует еще до заключения договора с контрагентом.

Проверьте его финансовую устойчивость, платежеспособность. Это достаточно легко сделать, получив на ресурсе ФНС бухгалтерскую отчетность потенциального клиента и сделав расчет коэффициентов по балансу:

  • финансовой устойчивости = (стр. 1300 + стр. 1400) / стр. 1700. Оптимальное значение будет около 0,6;
  • общей платежеспособности = стр. 1300 / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550 + стр. 1400). Оптимальное значение — 2.

Оптимальные или близкие к ним значения коэффициентов скажут о хорошем шансе клиента исполнить обязанности по оплате.

Тщательно подготовьте текст договора — подробно пропишите обязанности и ответственность контрагента за срыв сроков оплаты.

Держите руку на пульсе — проверяйте исполнение клиентом этапов расчетов по договору.

Если сроки оплаты все же нарушены, то пишите, звоните должнику, напоминайте о его неисполненной обязанности и позаботьтесь о документальном подтверждении ваших напоминаний — пригодится, если дело дойдет до суда.

Работа с внешними дебиторами осуществляется совместно юридической, бухгалтерской и менеджерской службами предприятия.

Иная тактика применяется при работе с дебиторами — сотрудниками предприятия. Некачественный контроль за расчетами с сотрудниками — это прокол бухгалтерии.

Чтобы не допустить нарушений при работе с подотчетными средствами, расчетами по займам, предоставленным сотрудникам, или по выявленным недостачам, на предприятии должна существовать стройная система контроля за движением денежных средств. Разработка или участие в разработке внутренних нормативных актов по учету денежных средств — прямая обязанность главного бухгалтера.

  • 2023-09-18 11:12:21
    Нивелировать негативные последствия работы с недобросовестными дебиторами поможет формирование резерва по сомнительным долгам. Особенно актуально это для предприятий с большим количеством клиентов.
Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте