5 фактов о маркировке товаров, которые нужно знать

Размер шрифта:

В 2019 году в России стартовала масштабная акция по маркировке товаров. Уже с 1 марта производственные и торговые организации столкнутся с новыми обязанностями, а с 1 июля будут нести дополнительные расходы. Что важно не упустить, чтобы не пришлось платить штрафы?

Что случилось?

Распоряжением Правительства № 792-р от 28.04.2018 утвержден перечень из 10 групп товаров, маркировка которых начнется в 2019 году. Поскольку до начала применения этого перечня остаются считанные дни, нужно изучить требования к маркировке товаров внимательнее. Тем более что Минпромторг России разработал проект Постановления Правительства «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» с соответствующими правилами и требованиями. В проекте содержатся два важных документа:

  1. Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
  2. Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Узнаем, какие требования разработали чиновники.

Сроки введения маркировки

Обязательная маркировка товаров вводится в России поэтапно:

  • с 1 марта 2019 — для табачных изделий;
  • с 1 июля 2019 — для обуви;
  • с 1 декабря 2019 — для парфюмов и туалетной воды, для шин и резиновых покрышек, для одежды, включая рабочую одежду, изготовленную из натуральной или композиционной кожи, для блузок, блуз и блузонов трикотажных машинного или ручного вязания, женских или для девочек, для пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий, для постельного белья, полотенец (столовых, кухонных и туалетных), для фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп.

При этом для некоторых групп товаров в качестве эксперимента уже сейчас действует маркировка на добровольной основе. А для шин, покрышек и одежды тестовый период маркировки начинается 1 марта 2019 года.

Как происходит маркировка

Маркировка товаров осуществляется путем нанесения на сам товар или его упаковку специального кода об идентификации в местах производства, упаковки (переупаковки) или хранения.Такой код формируют в два этапа:

  1. Формирование самого кода идентификации.
  2. Формирование кода проверки.

Код маркировки товара предоставляет оператор информационной системы после поступления соответствующего запроса. В некоторых случаях код идентификации сможет формировать сам производитель товара. В этом случае он направляет его оператору системы, который выдает код проверки. При формировании кодов применяются российские криптографические технологии.

Способ нанесения средств идентификации установит Правительство РФ. Они будут утверждены для разных товаров или групп товаров отдельно. Это может быть:

  • нанесение в виде штрихового кода;
  • запись кода на радиочастотную метку;
  • использование другой технологии автоматической идентификации.

То есть это не будут какие-то бирки или метки на товаре по типу акцизных марок. Маркировка будет намного изящнее.

Важное правило — каждый код является индивидуальным. При продаже товара или выбытия его по иным причинам код нельзя использовать для аналогичных товаров, необходимо получать новый.

Коды для маркировки будут платными

Для получения кодов маркировки или кодов проверки товаров необходимо заключение договора с оператором информационной системы. Типовую форму такого договора утвердит Минпромторг России.

Минпромторг России подготовил и опубликовал на едином портале для размещения НПА еще один законопроект о введении платы за маркировку. Документ определяет размер платы за оказание оператором системы услуг по предоставлению кодов. За 1 код без учета НДС производителям или продавцам придется платить 50 копеек.

При этом некоторые товары будут маркировать бесплатно. В частности, от платы за коды освобождаются лекарственные препараты для медицинского применения, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, у которых предельная отпускная цена производителя не превышает 20 рублей.

Оператор начнет взимать плату за коды с 1 июля 2019 года.

Государственная информационная система и ее оператор

В разработанном Положении о Государственной информационной системе (ГИС) мониторинга за маркированными товарами определены:

  • функции и задачи участников ГИС маркировки товаров;
  • порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС маркировки товаров;
  • порядок предоставления информации, содержащейся в системе, и ее отнесения к общедоступной информации;
  • порядок взаимодействия информационной системы маркировки товаров с другими информационными системами продавцов, импортеров и производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Оператором ГИС маркировки товаров станет организация, которую определит Правительство РФ. Новая ГИС будет взаимодействовать и получать данные из таких ГИС, как:

  • ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • госреестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц;
  • единая автоматизированная информационная система таможенных органов;
  • другие государственные информационные системы, в том числе определенные Правительством РФ для конкретных товаров или групп товаров.

В ГИС маркировки участники оборота товаров, подлежащих маркировке, должны будут направлять данные о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. Внесение данных будет возможно после прохождения участником оборота маркированных товаров регистрации в ГИС маркировки товаров. Для работы каждому участнику будет создан личный кабинет. С его помощью в ГИС можно будет вносить данные о:

  • формировании (генерации) оператором кодов маркировки;
  • вводе в оборот, обороте товара и о выводе товара из оборота;
  • нанесении на товары средств идентификации участниками оборота товаров;
  • уничтожении отозванных или непригодных средств идентификации.

А также прочие данные, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства РФ для конкретных товаров или групп товаров.

Ответственность за нарушение правил маркировки

За нарушение производства и оборота маркированной продукции предусмотрена административная ответственность по статье 15.12 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф в размере:

  • для должностных лиц — до 15 000 рублей;
  • для организаций — до 300 000 рублей.

Если правонарушение совершено в крупном или особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору, за него предусмотрено уголовное преследование. В этом случае наказанием может стать лишение свободы на срок до 6 лет.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года