Банки должны помогать Федеральной налоговой службе выявлять личные счета индивидуальных предпринимателей, имеющих налоговую недоимку и списывать с них средства в счет погашения задолженности. Обоснованность таких обязанность подтвердил Верховный суд РФ в ходе спора ФНС и Сбербанка России.
Навигация
Что случилось?
Верховный суд РФ вынес прецедентное решение по спору ФНС и Сбербанка. Вывод, сделанный судьями, может дать старт для массового списаниия налоговых недоимок с личных счетов индивидуальных предпринимателей, о которых не было известно налоговикам. Журналисты издания "Коммерсантъ"выяснили, что речь идет об отказе Сбербанка списывать налоговую задолженность с личного счета одного из своих клиентов, который имел статус ИП и находился в процессе банкротства. Налоговики обвинили банкиров в недобросовестных действиях и судьи с таким выводом согласились
Банк не должен покрывать налоговых должников
Должнику-ИП, у которого был личный счет в Сбербанке по итогам налоговой проверки орган ФНС доначисл почти 16 млн рублей. Судебный пристав-исполнитель наложил арест на все известные ему банковские счета должника, однако о счете в Сбербанке органам ФНС и ФССП не было известно. По этому счету оборот составлял 120 млн рублей и он был предназначен для обслуживания коммерческого кредита ИП, выданного Сбербанком.
Специалисты ФНС выяснили, что банкиры скрыли от взыскания "источник, за счет которого могли быть исполнены фискальные обязательства". В результате налоговики обратились в суд с требованием отменить все операции по этому счету в рамках статьи 10 Гражданского кодекса РФ. Специалисты ФНС сочли, что банкиры в данном случае злоупотребили своими правами. Более того, ФНС просила суд взыскать со Сбербанка 3,9 млн рублей в конкурсную массу, именно эту сумму банкиры списали со счета должника в счет погашения его кредитных обязательств. Сбербанк, в свою очередь, написал в отзыве на иск, что в 2012 году (период совершения спорных операций) законодательство не обязывало банк сообщать ФНС о наличии счетов ИП, открытых на имя физическогог лица.
Суды трех инстанций признали позицию Сбербанка состоятельной и не усмотрели в действиях банка нарушений. Кроме того, арбитры отметили, что все спорные операции были осуществлены банком за два года до начала процедуры банкротства ИП, поэтому банк не мог увидеть признаков неплатежеспособности своего клиента. Однако в ВС РФ с такими выводами не согласились и признали обоснованными доводы ФНС о злоупотреблении правом со стороны самого ИП и банка. В результате Коллегия ВС РФ по экономическим спорам отменила решения нижестоящих судов и направила дело на пересмотр. Мотивировочной части этого решения пока нет. Все юристы отмечают важность формулировок в этой ситуации, ведь именно из них банкиры узнают, должны ли они приостанавливать операции по всем счетам клиента. И может ли банк принять решение о такой блокировке счета, который не указан в распоряжении ФНС или он просто должен проинформировать ФНС о его наличии.