Информация, которая пригодится всем предпринимателям. Суды объяснили, почему единый IP-адрес контрагентов нельзя считать подтверждением формальных отношений и на этом основании доначислять налоги и штрафы.
В ходе проверки налоговые инспекторы обнаружили, что у контрагентов проверяемого налогоплательщика был единый IP-адрес. На основании этого, а также таких обстоятельств, как отсутствие условий для исполнения сделок, непривлечение субподрядчиков, транзитный характер движения денежных средств налоговики сделали вывод о формальных отношениях и доначислили НДС, налог на прибыль, а также выписали штрафы и пени за нарушение налогового законодательства.
Однако, суды трех инстанций напомнили, что бремя доказывания оспариваемого решения в данном случае лежит на ИФНС. Но доказать отсутствие условий сделок налоговикам не удалось, а на основании отсутствия субподрядчиков и транзитного характера движения денег нельзя судить о формальности отношений и необоснованной налоговой выгоде, подчеркнули судьи. Тем более, что все данные свидетельствовали о реальной деятельности всех налогоплательщиков, что подтверждалось документально.
Что касается единого IP-адреса, то налоговики утверждали, будто все операции проводились с одного компьютера, что еще раз доказывает их версию о незаконном обогащении налогоплательщика. Но суды и этот довод отклонили. Ссылаясь на объяснения банков, судьи отметили, что IP-адрес не позволяет идентифицировать персональный компьютер либо конкретного пользователя, а лишь означает уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети. Такими узлами могут быть компьютеры, мобильные телефоны, специальные сетевые устройства – маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы. Кроме того, в большинстве случаев IP-адрес компьютера является динамическим и может меняться.
В разбираемом деле оказалось, что совпадение IP-адреса обусловлено тем, что все контрагенты подключены к одному сетевому узлу, поскольку располагались в одном здании.