Дидух Юлия
Автор PPT.RU
26 января 2017
0 комментариев

Обзор практики Конституционного Суда за IV квартал 2016 года

Конституционный Суд РФ опубликовал четвертый обзор своей практики за 2016 года. В документе судьи привели наиболее значимые по их мнению выводы и документы из разных областей права. Всего в обзоре КС РФ четыре раздела и в данном обзоре документа мы остановимся на некоторых из них подробнее.
Конституционный Суд РФ своим решением от 17.01.2017года утвердил Обзор практики КС РФ за четвертый квартал 2016 года. В документ вошли 17 дел, которые, по мнению высоких судей, оказались самыми важными за этот период. В их числе оказались не только постановления, но и определения КС РФ, вынесенные по жалобам и запросам общественников, чиновников, депутатов и простых граждан. Всего в обзоре четыре раздела:
  • I. Конституционные основы публичного права
  • II. Конституционные основы трудового законодательства и социальной защиты
  • III. Конституционные основы частного права
  • IV. Конституционные основы уголовной юстиции.
  • В каждый из них вошли о одного до нескольких выводов, сделанных судьями КС РФ при проверки конституционности тех или иных законодательных актов. Вспомним о некоторых из них.

Торговый сбор

В своих документах КС РФ не всегда дает оценку конституционности того или иного закона или нормативного акта, иногда судьям приходится расшифровывать смысл отдельных положений федерального законодательства. Именно такая задача стояла перед высоким судом, когда он изучал жалобу на торговый сбор, который в настоящее время действует только в Москве.   Конституционный Суд выявил смысл положений и . Судьи указали, что взимание торгового сбора не влечет за собой несоразмерность обременения для предпринимателей в сфере налогообложения. Поскольку, плательщики сбора имеют право на вычет уплаченной суммы сбора из других налогов. А если они не хотят его платить, у них есть возможность перейти на патентную систему налогообложения.

Гражданство РФ

В некоторых своих постановлениях Конституционный Суд указывал на то, что нормы законодательства не противоречат Конституции РФ, одновременно поясняя, в чем заключаются особенности применения их отдельных положений. Именно такая позиция содержится в постановлении КС РФ от 4 октября 2016 года N 18-П, в котором Суд дал оценку конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Судьи не увидели никаких противоречий с Основным законом в положения данного документа, но зато обратили внимание на его неверное толкование чиновниками. Так, признание гражданина Украины гражданином России в случае, если он не был зарегистрирован в Крыму или Севастополе на момент вхождения Крыма в состав России, не противоречит нормам этого законодательного акта. Судьи отметили, что факт постоянной регистрации на территории Крыма или Севастополя в данном случае не имеет решающего значения, так как  под постоянным проживанием человека подразумевается фактическое проживание, а не документальное. Установить факт проживания, как указал КС РФ, можно не только на основании штампа в паспорте, но и на основании совокупности доказательств из различных областей: трудовых, межличностных и других отношений.

Страховые взносы ИП

КС РФ дал оценку соответствию нормам Конституции пункта 1 части 8 статьи 14 и статьи 227 . Заявителем являлся индивидуальный предприниматель, которого Пенсионный Фонд обязал заплатить страховые взносы за год в сумме большей, чем он фактически заработал. Судьи признали оспоренные положения не противоречащими Основному закону, но разъясни их смысл иначе, чем трактовали чиновники. В соответствии с позицией КС РФ, доход такого ИП подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Это значит, что предприниматели, чей доход за год превышает базовый, получили возможность уменьшать его сумму на фактические расходы и только после этого исчислять сумму взносов к уплате.

НДС

Определением от 10 ноября 2016 года N 2561-О КС РФ разъяснил смысл пункта 4.1 статьи 161 НК РФ в части исчисления налоговой базы НДС при реализации на территории России имущества и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами. Положением данной статьи определено, что налоговая база определяется как сумма дохода от реализации имущества с учетом налога. Налоговый агент должен определить такую базу налогообложения отдельно по каждой операции реализации имущества должника. Налоговыми агентами признаются покупатели, за исключением физических лиц, не являющихся ИП, поэтому они должны Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В связи с этим аналогичная обязанность возникала у залогодержателя, который оставил за собой имущество, не реализованное путем продажи с публичных торгов. Законодатели уже устранили это несоответствие, путем принятия  поправок к Федеральному закону от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ, которое повлекло отмену оспоренной нормы и исключение из перечня операций, признаваемых объектом обложения НДС, операций по реализации имущества должников, признанных банкротами.

Административные правонарушения

В то же время, в других ситуациях судьи приходили к выводу о том, что отдельные положения законодательства противоречат Конституции РФ. Например, такой вывод судьи сделали в , в котором Суд дал оценку конституционности части 4 статьи 27.5 . Судьи отметили, что срок административного задержания лица, которое находится в состоянии алкогольного опьянения, должно исчисляться со времени его вытрезвления, а не с момента задержания. Законодатели должны привести эту норму в соответствие с позицией Конституционного Суда.

Трудовой стаж

Конституционный Суд РФ постановлением от 11 октября 2016 года N 19-П признал неконституционными нормы, позволяющие засчитывать срок военной службы по призыву в перерыв трудовой деятельности, для исчисления пособия по безработице. Судьи поручили федеральному законодателю внести в нормы о занятости необходимые коррективы, в той мере, в какой они позволят засчитывать срок военной службы по призыву в период трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице указанной категории граждан.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Вам может быть интересно:

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ

У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Вход

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

OK

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

OK

Удаление

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Вы всегда сможете добавить ее обратно

Получить программу семинара на e-mail

Текст ошибки

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения.