348

Реформа ОСАГО: полисы водителям, а не автомобилям

Размер шрифта:
Минфин предлагает полностью реформировать существующую систему страхования гражданской ответственности автовладельцев. Чиновники считают, что страховой полис должен быть привязан к водителю, а не к его автомобилю, как сейчас. Страховые компании идею не поддерживают.

Навигация

Минфин России разработал новый пакет поправок в Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ об ОСАГО, которые предполагают полную реформу ценообразования в автогражданке. Журналисты выяснили, что чиновники собираются полностью изменить существующую систему полисов и ожидают негативной реакции от участников рынка. Документ пока не одобрен правительством, но в Госдуму он может попасть еще до весенней сессии.

Полисы водителям

Главное нововведение от Минфина  – цена полиса должна зависеть от водителя, а не от автомобиля. В настоящее время цена полиса ОСАГО в каждом конкретном случае складывается из таких составляющих:

  • регион регистрации автомобиля и приобретения полиса;
  • марка и мощность двигателя автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • возраст и стаж вождения водителя;
  • аварийности (коэффициент бонус-малус).
Чиновники хотя удалить из цены коэффициенты, связанные с техническими характеристиками автомобиля и «территорией преимущественного использования», и ввести вместо них коэффициент водительских навыков. Это значит, что будет учитвать не только стаж вождения, но и «профессиональную компетентность» гражданина за рулем в целом. Устанавливать такой коэффициент будет страховая компания и он будет рассчитывать ся в отношении всех лиц, которых автовладелец допустит к управлению своей машиной. Как ясно из пояснительной записки к законопроекту учитываться будут такие характеристики, как:

  • агрессивность вождения,
  • факты привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД,
  • факты привлечения к уголовной ответственности за опасную езду,
  • стаж вождения,
  • другие факторы.
В Минфине подчеркивают, что необходимо также учитывать «коэффициент, предназначенный для выравнивания убыточности и формирования сбалансированного страхового портфеля с учетом региональных особенностей». Этот коэффициент регулятор должен будет установить для страховых компаний.
Что касается действующего коэффициента бонус-малус, который в настоящее время учитывает аварийность конкретного автомобиля, поскольку зависит от наличия и числа страховых выплат, произведенных страховщиками в результате ДТП, то Минфин хочет рассчитывать его по вине каждого водителя, а не одного автомобиля. Следовательно, бонус-малус станет персональным и будет единым для каждого человека «по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении», а также по всем, заключенным им договорам ОСАГО.

Цена и возмещение станут более гибкими

Эксперты отмечают, что в результате поправок Минфина может быть расширено страховое покрытие. Так, для определения цены страхового полиса важную роль будет играть коэффициент, зависящий от суммы страхового возмещения. Говоря проще, ОСАГО будет в чем-то повторять КАСКО: купив более дорогой полис автовладелец сможет рассчитывать кроме установленной законодательством стандартной компенсации, которая составляет 400 тысяч рублей за ущерб имуществу и 500 тысяч рублей за ущерб жизни или здоровью максимально, сможет получить до 1 млн рублей и 2 млн рублей за ущерб имуществу, а также жизни или здоровью соответственно.
Мнения у заинтересованных сторон о реформе ОСАГО в исполнении Минфина расходятся. Так, Федеральная антимонопольная служба с предложениями финансистов согласна, а вот сами страховые компании восприняли их негативно. Важную роль в данном вопросе играет позиция Центрального банка, который выступает регулятором в сфере страхования. Банкиры готовы рассмотреть инициативу чиновников и придти к взаимному решению. Не исключено, что в перспективе полисы ОСАГО станут именными и в один полис будут вписывать не нескольких водителей, а наоборот несколько автомобилей. Обсуждение реформы продолжается и Петербургский правовой портал будет следить за развитием событий.

Биржевой Николай