183

Минфин обобщил административную судебную практику со своим участием

Размер шрифта:
Минфин выпустил обзор судебной практики за 1 квартал 2016 года по оспариванию изданных им нормативных правовых актов в рамках Кодекса административного судопроизводства. Все решения вынесены Верховным судом РФ в качестве первой инстанции.

Министерство финансов России опубликовало Обзор

 правоприменительной практики за I квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов). В документе чиновники рассмотрели наиболее яркие и примечательные ситуации, которые приводили стороны в суды в целях исполнения Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2016 год.

По мнению чиновников, внимание общественности заслужили всего два судебных решения, вынесенные по спорам с участием Минфина:

  1. Об оспаривании акционерным обществом положений Инструкции "О порядке учета и хранения драгоценных металлов..." в той части, которая предусматривает обязательное сопровождение вооруженной охраны при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них. Верховный суд признал оспариваемые организацией положения инструкции не противоречащими Федеральному закону от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Поскольку по действующему законодательству именно Минфину поручена разработка соответствующей документации, а в положениях закона прописаны требования к перевозке драгоценных металлов и камней в транспортных средствах, оборудованных соответствующими техническими устройствами, в сопровождении вооруженной охраны. Судьи указали на несостоятельность разночтения законодательных норм в части понятий драгоценных металлов и изделий из них. По мнению Верховного суда, слитки из серебра относятся к драгметаллам и должны транспортироваться с соблюдением вышеуказанных требований.

  2. О признании недействующим пункта 2.7 Положения "О порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков...", утвержденного приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 10 марта 1999 года № 20н/ГБ-3-04/39, по иску коммерческой организации. В документе определена обязанность хозяйствующего субъекта создать условия, которые обеспечивают полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, в том числе обеспечение рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой при проведении инвентаризации в ходе налоговой проверки. Верховный суд РФ признал несостоятельным утверждение административного истца о том, что данное требование приводит к дополнительным материальным затратам организации. Судьи указали, что статьей 31 НК РФ закреплено право налоговых органов осматривать любые объекты, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, независимо от места их нахождения, включая производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Порядок проведения такой инвентаризации утверждает Минфин России.

Министерство финансов напомнило, что в силу статьи 2 Закона № 3-ФКЗ и статьи 21 Кодекса административного судопроизводства РФ к компетенции Верховного суда в качестве первой инстанции отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента России, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ и других государственных органов, фондов и корпораций. В суд по этому поводу имеют право обратиться лица, которые указаны в статье 208 КАС РФ, а именно, лица, в отношении которых применен нормативный акт, а также граждане и организации, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Биржевой Николай