212
Оставить комментарий Распечатать

Что нужно учесть при составлении декларации по налогу на прибыль за 2015 год?

Размер шрифта:
При заполнении декларации по налогу на прибыль за четвертый квартал 2015 года нужно учесть массу нюансов, связанных с поправками в законодательство, вступившими в силу в прошлом году. А точнее, проверить, правильно ли учтены расходы, и можно ли их принять к налоговому учету.

Декларацию по налогу на прибыль за 2015 год необходимо отправить в налоговую инспекцию до 28 марта. На данный момент форма отчета осталась прежней, так как изменения в приказе ФНС № ММВ-7-3/600@ от 26.11.2014г. не были официально опубликованы. В новой декларации будет изменен вид некоторых разделов, появятся новые листы, уберут лист 05, изменятся штрих-коды. Соответственно, будет утвержден и новый порядок заполнения отчета.

Учет расходов при модернизации и реконструкции основных средств

До 2015 года в статье 256 НК РФ говорилось о том, что по объектам основных средств, по которым начата реконструкция или модернизация на срок более 12 месяцев, следует прекращать начисление амортизации для целей налогового учета. Проблема заключалась в том, что под категорию ОС попадают здания и сооружения. Если, к примеру, реконструкция одного этажа здания или помещения ведется больше 12 месяцев, остальные используются в текущей деятельности организации. И получается, что по незанятой реконструкцией части объекта тоже нельзя начислять амортизацию в налоговом учете.

С 2016 года была внесена поправка, которая позволила производить амортизационные отчисления при реконструкции или модернизации сроком более чем на 12 месяцев. Но при этом организация обязана предоставить соответствующее документальное подтверждение.

Если модернизация или реконструкция проводились в отношении основного средства, амортизация по которому закончилась, расходы следует прибавить к первоначальной стоимости. Амортизацию по этой сумме следует начислять по тем же нормам, когда основное средство вводили в эксплуатацию. Датой начала начисления амортизации в данном случае будет 1-е число месяца, следующего после месяца окончания проведения реконструкции или модернизации и введения ОС в эксплуатацию.

Учет расходов на неотделимые улучшения при аренде

Расходы на неотделимые капитальные вложения могут признать только в течение действия договора. Из-за того что договора, заключенные на срок более 12 месяцев необходимо регистрировать, арендодатели заключают соглашения на меньший срок. С точки зрения налогового законодательства в данном случае «перекидывать» расходы на следующий договор нельзя. То есть, если организация произвела неотделимые улучшения, она может начислять по ним амортизацию только до окончания действия договора. Потом необходимо передать имущество арендодателю и к тому же уплатить НДС с безвозмездно переданного имущества. Чтобы не сложилась такая ситуация, нужно:

  • Заключать бессрочный договор.

  • На все улучшения получать официальное разрешение собственника, даже если в договоре есть пункт о том, что арендодатель заранее согласен на все улучшения.

Списание безнадежной задолженности

[B=63]В обязательном порядке перед составлением отчетности по налогу на прибыль необходимо проверить дебиторов, не дожидаясь окончания сроков исковой давности. Для этого нужно осуществлять мониторинг реестра юридических лиц. В статье 64.2 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев перед его исключением из ЕГРЮЛ не вело деятельность (не было операций ни по одному банковскому счету) и не представляло отчетность, считается ликвидированным. И в этом случае дебиторская задолженность признается безнадежной (письмо Минфина № 03-01-10/1982 23.01.2015г.). Списать ее на расходы можно сразу же. Если фирма является кредитором, который исключен из ЕГРЮЛ по той же причине, то возникает доход. Его необходимо признать.

Признание расходов

Что касается признания доходов и расходов по налогу на прибыль в следующем налоговом периоде, то расходы перенести можно, а доходы – нельзя. Если ошибка все-таки была допущена, а определить, к какому периоду она относится, сложно, то вносить изменения нужно в том квартале, в котором ее обнаружили. Внутри налогового периода расходы можно признать без подачи уточненной декларации. Когда год закрыт, а обнаруженные расходы ведут к образованию убытка в прошлом налоговом отчетном году, то нужно подавать уточненную декларацию с убытком или не признавать эти расходы вообще. Расходы можно признать в следующем году, если они ведут к излишней уплате налога.

В соответствии со ст. 283 НК РФ с 2015 года убытки можно признавать по результатам отчетных периодов (кварталов). Налогоплательщик вправе признавать убытки не полностью. Убытки прошлых лет уменьшают текущую налогооблагаемую базу полностью или частично. Данные суммы должны быть подтверждены первичными документами.

Учет процентов и займов для налога на прибыль

В 2015 году отменили нормирование процентов и займов. Из этого правила есть два исключения:

  • По контролируемой задолженности проценты учитываются в особом порядке.

  • Необходимо нормировать проценты по контролируемым сделкам (применяется ключевая ставка).

По долгосрочным договорам проценты необходимо учитывать равномерно на конец каждого месяца. Независимо от сроков выплат по договору в месяце погашения долгового обязательства проценты показывают на дату основного долга. В декларации проценты показывают в составе внереализационных расходов.

Также в качестве внереализационных расходов необходимо учесть проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств. Первоначальную стоимость ОС эти суммы не увеличивают.

По договорам займа, заключенным в иностранной валюте, курсовые разницы отражают по правилам бухгалтерского учета. Задолженность в у.е. необходимо пересчитывать на конец каждого месяца и на дату погашения задолженности.

От редакции: подробную информацию о расчете и уплате налога на прибыль, а также о заполнении декларации по нему можно найти в Путеводителе по налогам системы Консультант Плюс.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай