Навигация
1. За повреждение имущества клиента при оказании ему услуги несет ответственность организация, оказывающая услугу
Причинение механических повреждений автомобилю во время оказания услуги по его автоматической мойке, приводит к наступлению ответственности владельца автомойки. Он обязан компенсировать хозяину автомобиля убытки и выплатить штраф, в силу Закона о защите прав потребителей. Так решил Санкт-Петербургский городской суд.
Суть спора
В результате ненадлежащего оказания услуг автоматической мойки, автомобилю получил механические повреждения. Сотрудником полиции, прибывшим на место происшествия, был составлен перечень повреждений. Экспертная организация составила отчет об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля с учетом износа. После чего владелец пострадавшего транспортного средства направил претензию владельцу автомойки о возмещении ущерба. Но организация это требование в добровольном порядке не исполнила. Для защиты своих имущественных прав пострадавший гражданин обратился в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, нанесенных его имуществу, а также в связи с нарушением требований Закона о защите прав потребителей о взыскании штрафа.
Решение суда
Решением суда первой инстанции с владельца автомоечного комплекса в пользу истца были взысканы убытки и штраф. Санкт-Петербургский городской суд апелляционным определением от 09.06.2015 N 33-9611/2015 по делу N 2-207/2015 применил к назначенному штрафу положения статьи 13 Закона о защите прав потребителей, и изменил его размер.
По нормам этой статьи, при удовлетворении судом требований потребителя, в случае их неудовлетворения в добровольном порядке исполнителем, с последнего подлежит взысканию штраф. Размер его составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за вычетом расходов на услуги юриста и оплату государственной пошлины, в соответствии с требованиями статьи 333.19 НК РФ.
Кроме того, при назначении штрафа суды двух инстанций учли позицию Верховного суда РФ, изложенную в пункте 45 постановления от 28 июня 2012 г. № 17. Согласно ей, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены ранее в добровольном порядке, с ответчика в пользу потребителя должен быть взыскан штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
2. Исполнитель обязан вернуть потребителю аванс за неоказанные услуги
Если потребитель заключил договор на оказание образовательных услуг в котором одна из услуг была признана длящейся на всех этапах обучения за весь период, он имеет право на возврат оплаты, внесенной за эту услугу при разрыве договора. Так решил Верховный суд РФ.
Суть спора
Между образовательным учреждением и гражданкой был заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программе начального и основного общего образования со сроком обучения 9 лет и сроком действия до 30 июня 2023 года. В заключенном договоре была предусмотрена оплата за услуги психолого-педагогического тестирования на всех этапах обучения за весь период. Также, в условиях договора было предусмотрено, что заказчик имеет право отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Оплата за услуги психолого-педагогического тестирования была произведена в полном объеме.
Позднее гражданка обратилась к образовательному учреждению с заявлением о расторжении договора и возврате части денежных средств за неоказанные услуги психолого-педагогического тестирования. Данные денежные средства гражданке возвращены не были. Поэтому она обратилась в суд.
Решение суда
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам в удовлетворении исковых требований гражданки было отказано. Однако, Верховный суд РФ в определении от 1 декабря 2015 г. N 4-КГ15-60 с выводами коллег не согласился.
Судьи указали, что в силу Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под услугой понимается действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора. Вместе с тем, как следует из обжалуемых судебных постановлений, Закон о защите прав потребителей судами не был применен. Это само по себе могло привести к неправильному разрешению спора вследствие неправильного определения объема прав и обязанностей сторон и неправильного распределения обязанности доказывания.
В силу статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, включая цену и условия предоставления услуги, а также информацию о правилах ее оказания. В соответствии с нормами статьи 12 этого же закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Обязанность доказать факт предоставления потребителю надлежащей информации об услуге также возложена законом на ответчика.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Довод судов первой и апелляционной инстанций о том, что внесенная истцом плата являются оплатой только за проведение входного психолого-педагогического тестирования, противоречит содержанию договора, в котором прямо указано, что это плата за услуги психолого-педагогического тестирования на всех этапах обучения за весь период обучения. Отказ истца от дальнейшего обучения сына соответственно предполагает прекращение услуг тестирования и отсутствие у ответчика расходов на проведение его в будущем.