Навигация
Предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году придется немало потратиться. Начиная с 1 января 2016 года, им необходимо подключиться к ЕГАИС, позаботиться о закупке контрольно-кассовой техники нового поколения, перейти на новые санитарные правила. Власть, правда, дает бизнесу некоторые поблажки, предоставляя отсрочки по наказаниям и налоговые вычеты.
Оглавление
• Статистический отчет об объемах торговли
• Отчет и уплата налога на коммерческую недвижимость
• Санитарные требования к продуктовым магазинам и кафе
• Присоединение к ЕГАИС
• Новые форматы ценников
• Доля иностранных работников
• Рынки в капитальных сооружениях
• Переход на «умные» кассы
Статистический отчет об объемах торговли
До 5 февраля 2016 года микропредприятиям в сфере торговли необходимо сдать специальный отчет в Росстат «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия». Согласно приказу ведомства, отчитываться по новой форме необходимо всем организациям торговли, в том числе реализующим автотранспортные средства, мотоциклы, их узлы и принадлежности, моторное топливо. В то же время физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сдавать такой отчет не должны.
Микроорганизациям позволено передавать статистическую информацию в электронном и в бумажном варианте. При этом за несдачу отчета экономическому агенту грозит штраф от 20 до 150 тысяч рублей по статье 13.19 КоАП РФ.
Отчет и уплата налога на коммерческую недвижимость
В 2016 году налогоплательщики, которые платят налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, обязаны отчитываться перед налоговиками по итогам первого, второго и третьего квартала календарного года. Это предусмотрено поправками в статью 379 НК РФ. При этом правила отчетности могут быть отменены по решению властей в каждом конкретном субъекте. Поэтому не исключено, что не всем предпринимателям придется отчитывать перед ИФНС каждые три месяца.
Кроме того, как ранее напоминала Федеральная налоговая служба, по итогам 2016 года налог на имущество с объектов недвижимости торгово-офисного назначения, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, придется платить не только собственникам таких объектов, но и организациям, владеющим ими на праве хозяйственного ведения.
Санитарные требования к продуктовым магазинам и кафе
В 2016 году Роспотребнадзор готовится ввести новые санитарные требования к организациям торговли, реализующим пищевую продукцию. Они заменят пока еще действующие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, выпущенные в 2001 году и отредактированные в 2007-ом.
Согласно проекту, новые нормы станут обязательными для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых реализацией продуктов питания через магазины, склады, ярмарки, рынки и иные объекты. Причем переходный период для вступления их в силу, пока не запланирован.
Среди новшеств от Роспотребнадзора – запрет на размещение в общих складских помещениях непродовольственных товаров и пищевой продукции. Аналогичное требование заработает и для объектов торговли: продавать в одном торговом зале продукты питания и иные товары запретят.
Кроме того, все кулинарные изделия должны будут продаваться в упаковке, а пищевые продукты не разрешат паковать под вакуумом. Одновременно вводится запрет на реализацию яиц в отделах, где размещены неупакованные продукты, готовые к употреблению.
Еще одно новшество: сотрудникам магазинов и кафе не разрешат больше самостоятельно нарезать торты и продавать их порционно.
Обсуждаемые санитарно-эпидемиологические нормы также предусматривают некоторые новые требования к помещениям, где принимаются, хранятся и реализуются пищевые продукты.
Присоединение к ЕГАИС
Согласно действующей редакции закона № 171-ФЗ о регулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, с 1 января 2016 года к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) должны присоединиться:
- организации, производящие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху (кроме тех, ежегодные объемы производства у которых не превышают 300 тыс. дал указанной продукции);
- организации, осуществляющие закупки, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также алкоголя для последующей розничной продажи.
[М=134776] Для этого к началу года экономическим агентам необходимо было закупить специальные технические средства фиксации и передачи информации. Подробности о том, какое именно оборудование позволит предпринимателям своевременно и в полном объеме отчитываться перед государством, представлены на официальном сайте системы egais.ru.
В связи с расширением списка пользователей ЕГАИС накануне нового года правительство обновило правила функционирования этой системы, а также уточнило, какую информацию необходимо передавать в Росалкогольрегулирование.
Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи для их последующей розничной продажи, обязаны передавать следующие сведения:
- данные о налогоплательщике, в том числе ИНН;
- наименование, вид и код (по классификатору) закупаемой продукции;
- информацию, содержащуюся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной или к таможенной декларации;
- номера, даты и время представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации/ИП, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции;
- сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
- данные об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
- сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Поскольку розничные продавцы алкогольной продукции отчитываются только по закупкам, а государство хочет усовершенствовать контроль за всем ее оборотом, Росалкогольрегулирование ввело с 1 января 2016 года новую форму журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот документ необходимо заполнять организациям и ИП, продающим пиво, сидр, пуаре, медовуху, алкогольную и/или спиртосодержащую продукцию. Сам журнал можно вести в бумажном либо электронном виде, но сведения в него следует заносить не позднее следующего дня после реализации каждой единицы потребительской тары (упаковки) либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю.
О сроках и периодичности сдачи этого журнала ни в одном законодательном акте пока не сказано. Однако, в своих разъяснениях Росалкогольрегулирование уточняло, что данные из него налогоплательщики должны использовать при заполнении «алкогольных» деклараций, которые сдаются ежеквартально. При этом у инспекторов есть право контролировать порядок ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также применять санкции при несоблюдении требований либо отсутствии этого документа. Согласно статье 14.19 КоАП РФ, за нарушение порядка учета продажи спиртных напитков должностных лиц могут оштрафовать на 10-15 тысяч рублей, а юридических – на 150 – 200 тысяч рублей.
[М=135018] Что касается штрафов за неподключение к самой ЕГАИС, пункт 4 статьи 2 закона № 182-ФЗ гласит, что за непередачу сведений в нее до 1 июля 2016 года индивидуальных предпринимателей и организации наказывать не будут. Фактически законодатели дали бизнесу отсрочку на полгода для того, чтобы они привыкли к новым требованиям и научились взаимодействовать с системой.
Кроме того, в Росалкогольрегулировании заявляли, что до 31 марта 2016 года не будут штрафовать организации и ИП за отсутствие необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения.
Новые форматы ценников
Согласно обновленной редакции постановления правительства о правилах продажи отдельных видов товаров меняются требования к ценникам. Теперь вместе с традиционными бумажными ценниками в магазинах разрешается использовать и электронные, в том числе в виде любых визуально доступных носителей информации – бегущих строк, световых табло, стендов, грифельных досок.
В то же время чиновники требуют, чтобы при разносной торговле продавец (его представитель) мог представить прейскурант с указанием наименований и цен на все реализуемые товары.
Доля иностранных работников
В конце 2015 года правительство выпустило постановление, согласно которому ограничивается доля иностранных работников, которые имеют право работать в сфере торговли. При этом никаких изменений в государственной политике не наблюдается. Как и в 2015 году, в 2016-ом доля иностранных работников не должна превышать 15% общей численности работников, торгующих алкогольными напитками (включая пиво) и табачными изделиями в специализированных магазинах. По-прежнему продавать лекарства в аптеках, а также работать на рынках и в нестационарных торговых объектах иностранным гражданам запрещается.
Рынки в капитальных сооружениях
С 1 января 2016 года все сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки, работающие в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, должны «переехать» в капитальные здания и строения. Согласно поправкам к закону о розничных рынках, их расположение во временных сооружениях с начала этого года запрещено.
Кроме того, с 1 января управляющие сельскохозяйственными рынками должны оборудовать торговые площади с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил.
Переход на «умные» кассы
На протяжении всего прошлого года чиновники обсуждали, как наиболее безболезненно перейти на контрольно-кассовую технику нового поколения, оборудованную онлайн-передатчиком информации о совершенных операциях. Объявив в декабре о поэтапном переходе на «умные кассы», правительство недавно внесло в Госдуму законопроект, по которому в 2016 г. установка аппаратов, передающих информацию об операциях в реальном режиме, станет делом добровольным. Но уже с февраля 2017 г. предпринимателей могут обязать устанавливать фискальные накопители нового образца. Также через год им придется осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Новые правила для всех экономических агентов, по закону обязанных пользоваться ККТ, в полной мере заработают уже с 1 июля 2017 года.
[М=135052] А к 1 июля 2018 года чиновники собираются перевести на обязательное использование ККТ индивидуальных предпринимателей, применяющий патентную систему налогообложения. С указанной даты им, согласно законопроекту, будет запрещено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В этом же законопроекте уточняется, что от обязательного применения ККТ освободят следующие виды деятельности:
- продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота;
- продажу ценных бумаг;
- продажу проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечение питанием учащихся и работников образовательных организаций;
- торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся здесь торговых точек (магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автофургонов;
- разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
- продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в утвержденном ассортименте;
- торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
- торговлю вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях;
- продажу по номинальной стоимости почтовых марок и иных знаков, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Не исключено, что в ходе обсуждения депутаты еще изменят предложенные правительством нормы. Кроме того, им предстоит законодательно утвердить размер налогового вычета на компенсацию расходов предпринимателей на закупку и установку новых касс. По некоторым данным, он может составить 18 тысяч рублей.
Пока власть решает вопросы, связанные с распространением «умных касс» по всей стране, правительство продлило проведение эксперимента, в рамках которого данные о проводимых операциях передаются налоговым органам в электронном виде. Согласно постановлению N 1402, участникам этого проекта разрешается применять имеющуюся в их распоряжении технику до 31 декабря 2016 года включительно.
Несмотря на некоторые поблажки со стороны государства, предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году делать бизнес будет непросто. Их положение усугубится, если депутаты во время весенне-летней сессии утвердят новые правила для торговцев, по которым сократится количество дней для оплаты поставленных товаров, снизятся ретро-бонусы, а контроль за торговыми сетями ужесточится. Не исключено, что власть примет и другие «жесткие» меры – изменит время продажи алкоголя, запретит продавать сигареты в определенные часы, откажется от круглосуточных магазинов, расположенных в помещениях, где раньше располагались квартиры. Как бы ни менялись события, читатели Петербургского правового портала узнают о них из первоисточников.