Президент России подписал Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Закон устанавливает новый порядок образования и деятельности третейских судов, а также реформирует саму процедуру третейского разбирательства в Российской Федерации. На его основе будут созданы постоянно действующие третейские суды особого вида, которые будут носить название арбитражные учреждения.
Третейский суд - это самая древняя, из существующих цивилизованных форм разрешения споров между. Третейские судьи появились гораздо раньше судов государственной власти, и изначально выполняли посреднические функции между простыми гражданами. Такие судьи разбирали споры по хозяйственным и бытовым вопросам, связанным с торговлей и долгами. И пронесли свои функции буквально через века. На сегодняшний день в мире широко развито третейское судопроизводство. Правда, в других странах такие суды, как правило, носят название арбитражных. Чаще всего они функционируют при торговых палатах. Самыми известными в мире третейскими судами можно назвать Международный Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Лондонский Международный арбитражный суд, а также арбитражные суды Цюриха, Вены и Стокгольма. Реформа российских третейских судов, в первую очередь, направлена на создание эффективного и современного механизма правового регулирования арбитражного процесса с учетом мировой практики.
Материал по теме
Третейские суды: от карманных к государственным
Определено, что постоянно действующие арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях, которые получат такое право только на основании нормативных актов Правительства РФ. На практике это означает, что третейские суды окажутся под контролем государства и больше не смогут, как сейчас, исполнять функции "карманных судов" про бизнес-корпорациях. из действующих судов только Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации получили право продолжать работать в отсутствие соответствующего акта Правительства Российской Федерации. Новые третейские суды получат право на выполнение функций по администрированию третейского разбирательства, а также на рассмотрение отдельных видов корпоративных споров. Третейские арбитры смогут запрашивать уполномоченные органы об оказании содействия в получении доказательств по спорам, а также получат иммунитет, как действующие судьи.
Реформа третейских судов в России назрела давно. Юристы надеются, что такая реформа даст толчок для развития настоящего и честного института арбитража.
[C=1477]
Работа над законом о реформировании третейских судов продолжалась более трех лет. Поэтому для российских юристов принятие закона стало одним из самых значимых событий 2015 года. Эксперты рассчитывают, что новые условия работы арбитража окажутся выгодными для всех сторон: бизнесу, институту правосудия и государству. Новый порядок работы третейских судов позволит передать большинство корпоративных споров в обновленные третейские суды, тем самым разгрузив государственные арбитражные суды. Для внедрения закона в систему российского правосудия предусмотрен переходный период. Поэтому новые требования к третейским судам вступят в силу 1 сентября 2016 года.