Федеральная налоговая служба в письме от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621 "О рассмотрении обращения по вопросам проведения выездной налоговой проверки" разъяснила порядок применения дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе выездных проверок налогоплательщиков, а также полномочия налоговых органов при проведении проверки.
В частности, налоговики напомнили, что в силу статьи 31 налогового кодекса РФ налогоплательщик может быть вызван для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой. Такой вызов возможен только на основании уведомления, оформленного в соответствии с приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В уведомлении обязательно должна быть указана цель вызова налогоплательщика или налогового агента. Однако, отсутствие в уведомлении указания на то какое конкретно решение может быть вручено представителю налогоплательщика после беседы, не нарушает его прав. Более того, такое уведомление может быть вручено не самому проверяемому налогоплательщику, а его контрагенту.
Такой подход коррелируется с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Ведь в качестве одного из главных оснований для признания налоговой выгоды необоснованной в судебной практике считается отсутствие в действиях налогоплательщика должной осмотрительности и осторожности. Часто бывает так, что организации осведомлены о нарушениях, допущенных своими контрагентами, однако, все равно включают документы, полученные от них в налоговую базу. Право налоговых органов требовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы закреплено в статье 93 Налогового кодекса РФ.
Как отмечает ФНС в письме:
Кроме того, ФНС напоминает, что в силу статьи 101 Налогового кодекса РФ, акт налоговой проверки, а также другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства должны быть рассмотрены руководителем органа ФНС, проводившего проверку, вместе с возражениями и пояснениями, которые дал налогоплательщик. Решение по этим документам должно быть принято в течение 10 дней со дня поступления их на рассмотрение. Этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц.
Однако, по мнению налоговиков, вручение налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки за пределами такого срока не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но только при условии, если налогоплательщик ранее уже был ознакомлен со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, и ему была обеспечена возможность высказать свои мнение и возражения по их поводу.