Российские чиновники задумались об активном противодействии нелегальному импорту и производству товаров. Следствием этого стало создание по указу Президента РФ еще в январе 2015 года госкомиссии по незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции. Главной данной структуры назначен министр промышленности и торговли Денис Мантуров, заместителями стали министр внутренних дел Владимир Колокольцев и глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, а в состав ее входит большая часть министров.
Материал по теме
В Госдуму внесен законопроект о штрафах за использование пальмового масла в продуктах питания
В качестве основных направлений деятельности комиссия должна будет заниматься контрафактом, фальсификатом, незаконным производством и продажей продукции, а также контрабандой товаров. При этом, полномочия комиссии распространяются как на ввозимую на территорию России продукцию, так и производимую внутри страны. Например, комиссия будет бороться с фальсификатом продуктов питания, в составе которых есть пальмовое масло, но производитель не указывает этого. Или реплики брендовых марок, которые продаются на рынках – это тоже забота данного координационного органа.
Однако, наиболее серьезное внимание в ближайшее время будет уделяться продукции легкой промышленности. А вернее, ее ввозу на территорию Евразийского экономического союза. При этом, как заявил заместитель министра промышленности Виктор Евтухов, предполагается, что в этом процессе будут задействованы все страны участницы ЕАЭС. Начать меры по ужесточению контроля за ввозом предлагается уже с апреля следующего года. Пилотным товаром станут изделия из меха. Они будут промаркированы специальными RFID-чипами, что позволит выявлять их на рынке не только контролирующим органам , но и конечным пользователям. И даже если другие участники ЕАЭС не готовы к таким мерам, то Россия готова ввести их для внутреннего рынка самостоятельно.
[C=1275]
Контроль за меховыми изделиями в качестве показательного товара не случаен. Около 90% этого товара на российском рынке ввозится незаконно. Общая же статистика, например по легкой промышленности, показывает, что около 35% от общего объема на этом рынке являются либо фальсификатом, либо контрабандой. И, как результат, государство недополучает в бюджет более 900 млрд рублей. То есть, почти триллион.
На самом деле, комиссия по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции обладает достаточно широкими полномочиями, и приравнена к комитету по борьбе с оборотом наркотических средств и терроризмом. Однако сформирована она была только в этом году, и это - показатель важности увеличения бюджетных сборов за счет вынужденной легализации «серых» и «черных» участников рынка, на которых раньше не обращали внимание.
Позиция комиссии по многим вопросам, впрочем, вызывает пока только недоумение. Действующее таможенное законодательство и так предполагает штрафы от 250 тыс. рублей за нарушение. А между тем Министерство промышленности и торговли предлагает ввести дополнительные штрафы, уже в «конечных» точках продажи. Это, опять же, сигнал для бизнеса и потребителя об увеличении цены и рисков. Да и пойдут ли потребители жаловаться на непромаркированный товар? Или это приведет к созданию «подпольных» магазинов? И есть ли целесообразность, в таком случае, в дорогостоящем техническом оснащении различных ведомств, которые будут проверять торговые точки? Пока эта ситуация находится в рамках проектов и предложений. Окончательная же ясность придет после только после официально принятых решений и подписания нормативных документов.