364
Оставить комментарий Распечатать

Обзор судебной практики: споры о рекламе

Размер шрифта:
Любой производитель и продавец вынужден рекламировать свою продукцию, чтобы увеличить продажи, оборот, а значит,и прибыль. Однако требования к рекламе установлены достаточно жесткие. По этой причине, нередко даже самая скромная реклама оборачивается долгим судебным разбирательством. В обзоре судебной практики представлены подобные дела.

1. На рекламную рассылку необходимо согласие адресатов

С помощью смс-сообщений можно передавать информацию, которая имеет признаки рекламы, только при условии получения предварительного согласия на ее распространение от абонентов. В противном случае это является нарушением и влечет за собой административную ответственность для распространителя рекламы. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Суть спора

Житель города Ессентуки обратился в Управление ФАС в связи с тем, что на принадлежащий ему номер мобильной связи поступило рекламное смс-сообщение без его предварительного согласия.

Организация-продавец электроники представило в Управление ФАС информацию о том, что на основании договора с мобильным оператором она является рекламораспространителем названной рекламы. В письменных объяснениях организация указала, что распространителем спорной рекламы является индивидуальный предприниматель, который действует на основании договора. Организация уточнила, что у нее есть полученная от ИП анкета абонента номера мобильной связи о его согласии на получение информации по каналам связи и обработку персональных данных. Однако в Управление ФАС названная анкета предоставлена не была.

Поэтому, по факту установленного нарушения, выразившегося в распространении рекламы сети магазинов цифровой техники по сети электросвязи без предварительного согласия на то адресатов, УФАС был составлен протокол об административном правонарушении в отношении организации и вынесено постановление о признании организации виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 101 тысячи рублей. Организация, сочла, что постановление УФАС нарушает ее права, поэтому обратилась с исковым заявлением о признании его недействительным, в арбитражный суд.

Решение суда

Суды двух инстанций оставили решение УФАС в силе, однако снизили штраф для организации до 50 тысяч рублей. Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 23.07.2015 N Ф07-5455/2015 по делу N А56-51882/2014 согласился с выводами коллег и оставил их решения в силе.

Арбитры отметили, что в силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под рекламой следует понимать информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, разрешается только при условии получения предварительного согласия абонента или адресата на получение такой рекламы. При этом реклама считается распространенной без предварительного согласия абонента при условии отсутствия у рекламораспространителя доказательств того, что такое согласие было получено. При этом распространение рекламы в адрес лица, которое не давало своего согласия на нее, должно быть немедленно прекращено.

Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Если такое разрешение отсутствует, то в силу статьи 14.3 КоАП РФ рекламодатель или рекламораспространитель должен нести ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

2. При рекламе медицинских услуг необходимо указывать противопоказания

Действия рекламодателя, который разместил рекламу медицинских услуг без предупреждения о наличии возможных противопоказаний и необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, нарушают положения действующего российского законодательства о рекламе. Так решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Суть спора

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области было рассмотрено заявление гражданина по поводу рекламного буклета, в котором содержалось описание медицинских услуг, без указания противопоказаний и рекомендации получить консультацию специалиста. Была проведена проверка по вопросу распространения таких буклетов, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе. В ходе проверки антимонопольным органом были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2011 N 38-ФЗ "О рекламе" медицинским центром.

УФАС проверило рекламную информацию из буклетов "Не терпите боль в спине!", "От мечты к реальности" на соответствие Федеральному закону "О рекламе". В ходе проверки было выявлено, что буклеты содержали информацию об услугах, оказываемых медицинским центром. В них была опубликована информация о местонахождении медицинского центра и другая контактная информацич.

Однако в нарушение законодательства реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, размещенная в рекламных буклетах не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию лекарственных препаратов и медицинских услуг, а также необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультации специалистов. При этом антимонопольный орган зафиксировал распространение данной рекламной информации в сети интернет.

По результатам проверки УФАС было принято решение, согласно которого реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, размещенная в рекламных буклетах без сопровождения предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, и действия рекламодателя - медицинского центра признаны ненадлежащими и нарушающими нормы Закона о рекламе.

Медицинский центр не согласился с таким решением антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о его отмене.

Решение суда

Суд первой инстанции отказал медицинскому центру в удовлетворении заявленных требований. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 04.08.2015 N 13АП-9062/2015 по делу N А21-9019/2014 согласился с выводами коллег и оставил решение суда первой инстанции в силе.

Арбитры отметили, что требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе. В частности, определено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Эти требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. Других исключений рекламное законодательство не содержит.

При таких обстоятельствах апелляционный суд решил, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение.


Мы благодарим компанию "КАДИС" - разработчика региональных систем семейства Консультант Плюс в Санкт-Петербурге

 - за предоставление самых свежих судебных решений для этого обзора.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай