Навигация
1. Сумму НДС невозможно определить без сведений об авансовых платежах и фактической отгрузке товара покупателю
Если проверяющие из ФНС сочли, что налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу по НДС, а сам налогоплательщик не согласился с этим и обратился в суд, судьи обязательно должны исследовать важные обстоятельства. Среди них, в частности, фактическое получение налогоплательщиком авансовых платежей и отгрузка товаров в спорный и последующие налоговые периоды в счет полученных от покупателя сумм предоплаты. Именно к такому выводу пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Суть спора
Территориальным органом ФНС по месту учета налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка организации по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам, в том числе: по налогу на добавленную стоимость. В ходе этой проверки налоговые инспекторы обнаружили, что с авансовых платежей, перечисленных в адрес организации одним обществом за другое, которое являлось фактическим покупателем товара, не был начислен и уплачен НДС. Поэтому по результатам проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении организации-налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС.
Организация-налогоплательщик не согласилась с решением ФНС, утверждая, что его исполнение приведет к двойному налогообложению, поскольку НДС по этим сделкам был полностью уплачен в составе всего объема реализации по организации. Поэтому организация обжаловала решение ФНС в арбитражном суде.
Решение суда
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении исковых требований налогоплательщика. Судьи отметили что решение ФНС соответствует нормам налогового законодательства. Однако, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 14 августа 2015 г. по делу N А78-12930/2014 указал, что выводы судов недостаточно обоснованными. Поэтому кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. Арбитры отметили, что по нормам пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров или услуг определяется как стоимость этих товаров или услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без включения в них налога. При этом, при получении налогоплательщиком оплаты или аванса в счет предстоящих поставок товаров или оказания услуг, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
Кроме того, в соответствии с нормами пункта 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на вычет НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
В спорной ситуации единственным основанием для дополнительного начисления организации НДС послужили выводы проверяющих о занижении налогооблагаемой базы на суммы полученных обществом авансовых платежей в счет будущих поставок. Однако, судом первой и апелляционной инстанций все обстоятельства получения организацией предоплаты были установлены только на основании выводов, сделанных ФНС со ссылкой на платежные поручения. При этом не были оценены доводы организации о том, что предоплата по этим платежным документам производилась за другую организацию, в адрес которой и был отправлен товар по счетам-фактурам в спорный период.
Суды также не учли, что по смыслу пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ и пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки проверяющие должны определить реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов ФНС должна учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.
2. Соленый и копченый шпик облагаются НДС по разным ставкам
Копченый шпик, производимый российскими предприятиями, отнесен к коду общероссийского классификатора продукции (ОКП), который включен в Перечень продукции, облагаемой НДС по ставке 10 процентов. Однако, соленый шпик отнесен к коду ОКП, который отсутствует в этом Перечне. Поэтому организация обязана облагать эту продукцию НДС по ставке 18%, на общих основаниях. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Суть спора
Территориальное управление ФНС провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты организацией налогов и сборов. По результатам проверки было вынесено решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислен НДС и начислены штрафы и пени.
Данное нарушение выразилось в том, что организация, по мнению проверяющих, неправомерно применила пониженную ставку по НДС в размере 10% при реализации товара (свиного шпика). Дело в том, что данному товару как в сертификате соответствия, так и в декларации соответствия присвоен код ОКП 92 1036, который отсутствует в Перечне кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
Однако организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в арбитражный суд.
Решение суда
Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования налогоплательщика и сочли, что он правомерно применил ставку НДС 10% в отношении реализации продукции «шпик соленый по-домашнему» и «шпик копченый по-домашнему». Однако, кассационная инстанция - Арбитражный суд Северо-Западного округа с такими выводами не согласился и постановлением от 20.07.2015 N Ф07-4887/2015 по делу N А52-2985/2014 направил дело на новое рассмотрение.
Судьи указали, что по нормам пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного). При этом коды видов продовольственных товаров, поименованных в этом пункте, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства РФ N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации. В указанный Перечень включен код ОКП 92 13 50 (копчености, в том числе из свинины - ОКП 92 13 51), однако не включен код ОКП 92 1036 (сало свиное соленое).
Как следует из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10% при реализации продовольственных и других товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства РФ по определению кодов видов таких товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Подтверждение кода ОКП, дающего налогоплательщику право на применение пониженной ставки НДС осуществляется на основании декларации о соответствии или сертификата соответствия, полученных им в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» от уполномоченного органа.
В спорной ситуации ФНС обоснованно указывает на ошибочность вывода апелляционного суда в отношении продукции «шпик соленый по-домашнему», поскольку в декларации соответствия, выданной организации, данный вид продукции отнесен к коду ОКП 92 1036, который отсутствует в Перечне кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации. В связи с этим, кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрения для проверки расчета сумм доначисленного НДС, пеней и штрафа, по причине необоснованного применения налогоплательщиком пониженной ставки 10% при реализации продукции "шпик соленый".
Мы благодарим компанию "КАДИС" - разработчика региональных систем семейства Консультант Плюс в Санкт-Петербурге - за предоставление самых свежих судебных решений для этого обзора.