В арбитражный суд обратилась газовая компания с исковым заявлением к страховщику о взыскании возмещения. По мнению истца, страховой случай наступил в результате сильного порыва ветра, когда была повреждена кровля и вентиляционное оборудование на одном из застрахованных по договору страхования объектов. Однако страховщик отказался признавать произошедшее страховым случаем и выплачивать страховое возмещение.
Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, истец заключил с ответчиком договор страхования имущества. В договоре были предусмотрены страховые случаи, к которым в том числе были отнесены стихийные бедствия: землетрясение, обвал, оползень, сель, буря, ураган, шторм, смерч и другие. Однако страховая компания не сочла сильный ветер страховым случаем, поскольку его сила не превышала 12 баллов по шкале Бофорта, как это определено в условиях договора.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования газовой компании обоснованными и приняли решение в ее пользу. Подобную позицию занял суд кассационной инстанции. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2015 N Ф07-2712/2015 по делу N А21-6691/2014 решения судов низших инстанций оставлены в силе и исковые требования удовлетворены.
Судьи исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем признается совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. По требованиям статьи 943 ГК РФ условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в договор страхования, являются обязательными для страхователя и выгодоприобретателя, если в договоре прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором либо приложены к нему.
В пункте 2.1.2 спорного договора предусмотрено, что убытки от бури, урагана, смерча или иного движения воздушных масс, вызванного естественными процессами в атмосфере, возмещаются в случае, если скорость ветра, причинившего убыток, превышала 12 баллов по шкале Бофорта, что составляет свыше 33 м/с, однако в приложении к договору содержится обязательство страховщика предоставить страховую защиту от повреждения, гибели или утраты имущества вследствие опасных природных явлений, в том числе, сильного ветра со скоростью 20 м/с и более.
Как выяснили арбитры в Росгидромете России, ураган силой 12 баллов по шкале Бофорта на суше попросту не встречается, а ветра, скорость которого может превысить 12 баллов по указанной шкале, в природе вообще не существует. Ветер силой 11 баллов по шкале Бофорта является жестоким штормом, приносит большие разрушения на значительном пространстве, и на суше наблюдается очень редко. Поэтому судьи сочли, что истец не мог быть заинтересован в защите своих имущественных интересов от природного явления, которое не встречается в природе. Таким образом, повреждение кровли из-за сильного порыва ветра является страховым случаем и страхователь должен выплатить истцу страховое возмещение с учетом стоимости восстановительного ремонта застрахованного объекта недвижимости.