Размер взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний должен определяться по страховому тарифу. Этот тариф в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ зависит от класса профессионального риска к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. И определяется в соответствии с пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.05 № 713. Страхователь по итогам прошедшего года самостоятельно определяет свой основной вид деятельности и подает сведения об этом в территориальный орган ФСС, причем делает это не позднее 15 апреля того года, для которого установлен размер страхового тарифа.
Прецедент возник, когда организация-страхователь в спорной ситуации нарушила установленный порядок и не предоставила в установленный срок документы, подтверждающие ее основной вид деятельности за прошлый год. Поэтому чиновники сообщили страхователю, что ему с 1 января текущего года установлен тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев по виду экономической деятельности, имеющей наивысший класс профессионального риска из всех указанных организацией в ЕГРЮЛ.
Специалисты ФСС действовали как предписывает Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.06 № 55. Согласно существующим нормам, если организация не представила необходимых сведений о виде деятельности, ФСС должен отнести этого страхователя к виду экономической деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из всех видов экономической деятельности, которые он осуществляет. Однако в рассматриваемой ситуации организация фактически не осуществляла вид деятельности, выбранный чиновниками ФСС. Поэтому компания обратилась в арбитражный суд и выиграла спор во всех судебных инстанциях.
Точку в споре поставило определение Верховного суда РФ от 30.06.15 № 301-КГ15-6612. В нем арбитры указали, что если организация не представила необходимых сведений и документов в ФСС до 15 апреля, это не повод присваивать страхователю вид деятельности с более высоким классом профессионального риска. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что ФСС неправомерно установил тариф взносов на «травматизм», основываясь на информации из ЕГРЮЛ. Чиновники должны были запросить у страхователя дополнительные сведения и убедиться в том, что заявленный в ЕГРЮЛ вид деятельности реально осуществляется организацией.