Гражданка из Санкт-Петербурга заключила договор с турагентом о приобретении трех туристических путевок. По договору для размещения туристов, им должен был быть предоставлен четырехзвездочный отель. Однако по прибытии они были размещены в отеле класса 3* с предоставлением двухместного номера. В этом номере не работали кондиционер и телевизор, был сломан душ, а в самом отеле не работал лифт. После неоднократных просьб туристов переселили в трехместный номер только на шестой день отдыха. Вернувшись из отдыха, туристка обратилась в суд с исковым заявлением к турагенту и туроператору. В нем она просила суд обязать ответчиков уменьшить стоимость оказанной услуги и вернуть ей денежные средства, кроме того истица просила суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части компенсации морального вреда, причиненного туристам действиями туроператора. Санкт-Петербургский городской суд апелляционным определением от 19.05.2015 N 33-8478/2015 по делу N 2-4452/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе.
Судьи указали, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме между туристом и туроператором. Такой договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе о защите прав потребителей. При этом к существенным условиям договора относится информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения и об условиях проживания. В данном случае туроператор по договору взял на себя обязательства по размещению истицы и членов ее семьи в отеле 4*, заранее зная, что как на момент заключения договора, так и на момент окончания туристической поездки этот отель был отнесен к категории три звезды, что подтверждается материалами дела.
По нормам статьи 12 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» при рассмотрении судом требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре или услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках этого товара или услуги. Доказательств ознакомления туриста до начала тура об обстоятельстве отнесения выбранного отеля к категории трех звезд, несмотря на указанное в договоре, ответчиками в материалы дела представлено не было. Поскольку факт нарушения прав потребителя в виде предоставления недостоверных сведений о потребительских свойствах туристского продукта с указанием завышенной категории звездности отеля установлен, это обстоятельство по нормам статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» влечет обязанность исполнителя компенсировать потребителю нанесенный моральный вред.