В арбитражный суд обратилась организация, которую территориальное управление ФНС во время выездной проверки уличило в получении необоснованной налоговой выгоды. Истец просил суд признать недействительным решение ФНС о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления и требования уплаты НДС, а также применения штрафных санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса РФ.
Это правонарушение, по мнению проверяющих, выразилось в том, что организация закупила рыбную продукцию у своих контрагентов на основании договоров. В свою очередь контрагенты закупали эту продукцию у других организаций, которые осуществляли ее ввоз на территорию РФ и оформляли все необходимые таможенные документы. В связи с тем, что продукция фактически поставлялась непосредственно на склад организации-истца, минуя склады посредников, а в счетах-фактурах были проставлены факсимильные подписи, ФНС обвинила истца в получении необоснованной налоговой выгоды и фиктивности означенных сделок, а точнее участия в них посредника.
Но суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца, а Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.06.2015 N 13АП-7504/2015 по делу N А21-9443/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе.
Арбитры отметили, что налогоплательщики НДС имеют право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на налоговые вычеты, установленные статьей 171 Налогового кодекса РФ. Данные налоговые вычеты, в силу статьи 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ или услуг, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров при наличии первичных документов. При этом счета-фактуры должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или другими уполномоченными лицами, в соответствии с пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Если счета-фактуры, составлены или выставлены с нарушением установленного порядка, они не могут быть приняты для подтверждения предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
Кроме того, судьи указали, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» сказано, что судебная практика разрешения налоговых споров должна, в первую очередь, исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Поэтому предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, являются экономически оправданными, а все сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверными. Если налогоплательщик предоставил в орган ФНС все документы, оформленные надлежащим образом и предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, это является основанием для ее получения. И дело налоговых органов, при возникновении сомнений или подозрений доказывать, что сведения, содержащиеся в этих документах являются неполными недостоверными или противоречивыми. Факты нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сами по себе не являются доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если ФНС будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Доводы ответчика о том, что счета-фактуры, составленные с использованием факсимильной подписи не являются основанием для принятия сумм НДС к вычету не являются состоятельными по нескольким причинам. В частности, из постановления Президиума ВАС РФ N 18162/09 от 20.04.2010 года следует, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем, и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Таким образом, при соблюдении контрагентом всех требований законодательства по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений содержащихся в данных счетах-фактурах, нет. Если только не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал или должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Действующее налоговое законодательство РФ, а также законодательство о бухгалтерском учете не содержат норм, которые устанавливают допустимые способы подписания счетов-фактур. В этих нормах отсутствует прямой запрет на подпись руководителя путем проставления штампа-факсимиле. Факт наличия факсимильной подписи в первичных документах сам по себе, без доказательства необоснованности заявленной налоговой выгоды, не может являться основанием для отказа в вычете. Помимо этого, возможность применения факсимиле при подписании счетов-фактур была предусмотрена соглашением о факсимиле, составленном сторонами и предоставленными в налоговую инспекцию.
Таким образом, каких-либо доказательств, подтверждающих доводы ФНС арбитражные суды не усмотрели.