С 17 июня бельгийские приставы приступили к исполнению решения своего арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании «Юкос Юниверсал Лимитед». Они арестовали имеющиеся на территории государства российские активы на общую сумму в 1,6 миллиардов евро.
По некоторым данным, в список объектов, на которые распространяется арест, попали практически все крупные банки РФ, зарегистрированные в Бельгии, и все российские представительства, вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ, а также представительств негосударственных организаций и СМИ. Единственные российские активы, которых санкции не коснутся, - дипломатические представительства страны.
Как уточняют представители судебной системы Бельгии, у истца имеется «серьезные опасения о возможности получить причитающуюся ему сумму, в частности, из-за систематического отказа РФ исполнять вынесенные против нее судебные решения». Из-за такой позиции государства и приходится арестовывать российское имущество.
Действительно, в Москве дали понять, что считают преждевременным исполнять постановления Европейского суда по правам человека по делу экс-акционеров «ЮКОСа» против России. В Министерстве юстиции даже заявили о неадекватности вынесенного решения, а также о намерении принимать решения об уплате компенсаций, «исходя из собственного понимания своего законодательства и соотношения нашей юрисдикции с компетенцией ЕСПЧ».
[C=846 ]
Позицию Минюста поддерживают и в Кремле. В частности, помощник президента РФ Андрей Белоусов сообщил:
Тем временем, представители ЕСПЧ вовсе опровергают информацию о том, что арест российского имущества связан с решением бельгийских властей по иску компании «Юкос». Международные судьи подчеркивают, что пока условия исполнения решения по этому делу обсуждаются в комитете министров Совета Европы. И Россия в этих заседаниях принимает участие.
Эту информацию подтвердил и официальный представитель генерального секретаря Совета Европы Даниэль Хольтген. Он заявил, что дело экс-акционеров еще не окончено, а кроме того, «вердикт ЕСПЧ не может напрямую влиять на частные или общественные организации в странах - членах Совета Европы».
Юристы в это время говорят, что решение о наложении ареста не может быть принудительно исполнено, пока государственный бельгийский суд не выдаст на него исполнительный лист. «Эти действия можно расценивать как обеспечительные меры в целях обращения взыскания на имущество РФ в дальнейшем», - уверяет партнер международной юридической фирмы Baker & McKenzie Владимир Хвалей. По его словам, на имущество негосударственных компаний в этой ситуации может быть наложен арест только в исключительных случаях, например, если они финансировались из российского бюджета, и эти деньги еще не полностью освоены.
Российские бизнесмены, у которых имеются активы в Бельгии, в свою очередь отмечают, что их имущество зарегистрировано как частное. По словам главы РЖД Владимира Якунина, руководимая им компания – акционерная, а не государственная. А обеспечительные меры применяются в отношении имущества государства. За свое имущество не переживают и в РПЦ. Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон уточнил, что работающие 17 приходов финансируются пожертвованиями и зарегистрированы на бельгийские общества, которые учреждены в соответствии с законами ЕС.
Комментируя ситуацию с арестом российского имущества в Бельгии, глава Российско-американского делового совета Давид Якобашвили отметил, что эти новости "не повлияют на желание иностранцев вкладывать в Россию". В то же время политолог Игорь Юшков не исключает, что распространять новости о санкциях в отношении активов РФ намерено стали накануне проведения Петербургского экономического форума, чтобы показать потенциальным инвесторам, насколько ненадежны российские партнеры.
Напомним, 31 июля прошлого года ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию выплатить бывшим акционерам компании «ЮКОС» компенсацию в размере 1,86 миллиарда евро и 300 тысяч евро на возмещение судебных издержек. При этом суд отклонил ходатайство российских властей о пересмотре принятых постановлений. Кроме того, в июле прошлого года Третейский суд в Гааге обязал РФ выплатить акционерам компании еще 115 миллиардов долларов (вместе с судебными издержками) за нарушение Энергетической хартии и незаконную экспроприацию активов «ЮКОСа».