Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.05.2015 N 13АП-7160/2015 по делу N А56-82167/2014 признал обоснованным привлечение распространителя рекламы к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.
Ранее к аналогичным выводам пришел суд первой инстанции, в котором информационная компания хотела оспорить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу об административном правонарушении.
Означенное правонарушение, по мнению ФАС, выражалось в том, что истец фактически выступил в роли рекламораспространителя и действовал с нарушением норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Он рассылал абонентам мобильных сетей сообщения рекламного характера. При этом он заключил договор с ОАО "СМАРТС" на рассылку смс-сообщений с символьного номера Relax.
Жалоба в управление ФАС поступила от гражданки, которая указала, что является абонентом ОАО "МегаФон" и получает рассылку рекламы, содержащей непристойный, оскорбительный образ. Реклама распространялась посредством телефонной мобильной связи, с символьного номера Relax. В тексте сообщения значилось: "мужской спасалон Relax56.ru вожделение не порок 937272". На основании проведенной по обращению гражданки проверки, факты рассылки смс-сообщений без согласия абонентов подтвердились. По отношению к их отправителю, информационной компании, была применена статья 14.3 КоАП РФ.
Арбитры полностью поддержали позицию ФАС и признали деяние истца административным правонарушением. Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
Так как истец оспаривал факт того, что является распространителем рекламы, судьи указали ему на нормы статьи 3 Федерального закона "О рекламе". В соответствии с данной нормой, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом рекламодателем является изготовитель или продавец товара, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама считается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Как следует из пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»", согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного распространителя рекламы. По нормам статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований законодательства несет рекламораспространитель.
При таких обстоятельствах, орган ФАС и суд первой инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях истца состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.13 КоАП РФ.