13 ААС: созыв собрания кредиторов - прерогатива конкурсного управляющего

Размер шрифта:
Если собрание кредиторов во время конкурсного производства созвано неуполномоченным лицом, его решения являются недействительными. Так решил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В рамках судебной процедуры банкротства одной строительной компании в арбитражный суд обратились несколько конкурсных кредиторов и временный управляющий компании с заявлениями об оспаривании решений собрания кредиторов, проведенного по инициативе одного из конкурсных кредиторов - Комитета по строительству города Санкт-Петербурга.

Основанием для непризнания решений, принятых на собрании конкурсных кредиторов, по мнению истцов, послужило нарушение процедуры собрания и нарушение законных прав других кредиторов. Так, в повестку дня оспариваемого собрания кредиторов были включены вопросы, уже бывшие предметом рассмотрения на первом собрании кредиторов. Сообщение о проведении собрания кредиторов, направленное сторонам, не содержало информации о возможности ознакомления всех кредиторов с материалами к собранию. И, наконец, собрание было проведено неустановленным лицом, а один из кредиторов вовсе не был уведомлен о проведении этого собрания.

Несмотря на возражения ответчика, которым выступил инициатор собрания кредиторов - Комитет по строительству города Санкт-Петербурга, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил результаты проведенного собрания. Проигравшая сторона обратилась в апелляционный суд.

Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.05.2015 N 13АП-4427/2015 по делу N А56-80264/2013СОБР.1 оставил решение суда первой инстанции в силе. При принятии решения арбитры руководствовались тем, что, по нормам пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", организация и проведение собрания кредиторов должны осуществляться арбитражным управляющим. По нормам пункта 5 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные лично на него, не могут быть переданы третьим лицам.

Кроме того, в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 60 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" сказано, что полномочия, возложенные законодательством на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. Хотя Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит прямого запрета на передачу полномочий арбитражного управляющего третьим лицам, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Эта норма только ограничивает арбитражного управляющего в передаче третьим лицам исключительных полномочий специального участника процедур банкротства и процедур, связанных с принятием решений, касающихся проведения процедур в деле о банкротстве. В частности, проведения собраний конкурсных кредиторов.

По нормам пункта 4 статьи 15 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, или решение было принято с нарушением установленных законодательно пределов компетенции собрания кредиторов, оно может быть признано недействительным. Это право предоставлено арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве или лиц, чьи права были нарушены. Таким образом, решения собрания кредиторов, проведенного неуполномоченным лицом, были отменены правомерно и обосновано.

Биржевой Николай