В определении Ленинградского областного суда от 11.03.2015 N 33-644/2015 судьи отказали гражданину в восстановлении на муниципальной службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Гражданин обратился в суд с просьбой восстановить его на работе. Так как разрыв трудового договора с ним, по его мнению, был осуществлен с нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий. Сам факт совершения дисциплинарного проступка работодателем не был доказан.
В процессе рассмотрения дела судьи выяснили, что увольнение было оформлено согласно пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ и части 2 статьи 84 Трудового кодекса РФ. Формулировка, которую использовал работодатель - "в связи с нарушением установленных федеральным законом правил заключения трудового договора". Данное нарушение выразилось в том, что работник, занимавший должность заместителя главы администрации МО "Свердловское городское поселение" не соответствовал квалификационным требованиям. Такие требования предъявляются к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности для главной группы должностей муниципальной службы, установленной приложением 2 к Областному закону от 11.03.2008 года N 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области".
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований бывшего муниципального служащего. Судьи исходили из того, что у ответчика имелись правовые основания для увольнения истца, и увольнение было произведено без нарушений требований законодательства. Ведь по нормам статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", квалификационные требования предъявляются на должностях муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо государственной службы, или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
На момент заключения контракта истец имел необходимое высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление", но не имел необходимой продолжительности стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности для работы на руководящей должности.
По нормам статьи 77 ТК РФ, основанием для прекращения трудового договора является нарушение установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. По нормам статьи 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается из-за нарушения установленных федеральными законами правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании или о квалификации. А также, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
При этом, трудовой договор прекращается, если работодатель не может перевести работника с его письменного согласия на другую работу. Имеется ввиду вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, например, нижестоящая должность. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. В спорной ситуации вакантных должностей у работодателя не имелось.
После рассмотрения дела по существу, судебная коллегия Ленинградского областного суда пришла к выводу, что у истца действительно отсутствовал необходимый стаж муниципальной службы, поэтому его увольнение произведено правомерно. Нарушений порядка увольнения, предусмотренного частью 2 статьи 84 ТК РФ, судами не установлено.
От редакции: практика судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга и Ленинградской области представлена в одноименную справочную систему Консультант Плюс.