Спорная ситуация, которая стала предметом рассмотрения Верховного суда возникла после того, как во время выездной проверки одной коммерческой организации районная налоговая инспекция из города Красноярска пришла к выводу, что организация приобретала оборудование напрямую у производителей, но ввела искусственно для увеличения цены товара в цепочку сделки посредника — другую коммерческую организацию. Проверяющие усмотрели в документации признаки того, что фактически товар приобретался непосредственно на заводе и сняли из расходов, отнесенных организацией на уменьшение прибыли, разницу между ценами завода и посредника.
Более того, налоговые инспекторы отменили отнесение на вычет сумм НДС, полученных от посредника. Про этом, спорный поставщик вызвал вопросы проверяющих буквально по всем по пунктам, в частности, он не работает по своему юридическому адресу, у него нет работников, учредитель является массовым, а телефоны несуществующие.
Организация, не согласившись с мнением ФНС, пошла в арбитражный суд и выиграла дела в судах всех инстанций, включая Верховный суд РФ. В определении Верховного суда РФ от 04.03.15 № 302-КГ14-3432 по делу № А33-666/2013 судьи отметили, что разрешение вопросов о добросовестности либо недобросовестности организации при совершении действий, имеющих своим результатом получение налоговой выгоды, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств и представленных доказательств, подлежащих оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из разъяснений ВАС РФ, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Поэтому изначально предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, являются экономически оправданными, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверными.
В разъяснении также отмечается тот факт, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать только подтвержденные реальными доказательствами доводы ФНС. В рассматриваемом случае орган ФНС таких доказательств судам не предоставил, кроме косвенных признаков.
С учетом установленных обстоятельств выводы судов всех инстанций являются правомерными и свидетельствуют о недоказанности органом ФНС наличия обстоятельств, подтверждающих законность доначисления в решении сумм налога на прибыль и НДС и применения налоговой ответственности в виде пеней и штрафов, а также отказа в возмещении НДС, и, как следствие, наличии достаточных оснований для удовлетворения всех заявленных требований организации.