В арбитражный суд с исковым заявлением обратилось ГУ Пенсионного фонда РФ № 5 по городу Москве и Московской области. ПФР просил суд взыскать с организации сумму финансовых санкций за
представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Данные финансовые санкции были применены к организации по результатам проверки предоставленных форм отчетности в которых были допущены расхождения данных между документами, предоставленными организацией и данными, имеющимися в Пенсионном фонде по 6 сотрудникам. На основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении организации был составлен акт и выдано предписание оплатить штраф в размере 5 процентов от всех начисленных страховых взносов в добровольном порядке. Суды двух инстанций отказали ПФР в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция - Арбитражный суд Московского округа поддержал решение судов низших инстанций и вынес постановление от 24.02.15 № А40-92575/14. В нем арбитры указали на то, что хотя Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ не содержит прямых указаний на то от какой суммы платежей следует рассчитывать штрафные санкции: от общей суммы страховых взносов за всех работников или только за тех работников, по которым поданы недостоверные сведения, есть логическое обоснование как именно следует исчислять такие штрафы. Оно изложено в правовой позиции Президиума ВАС РФ, обнародованной в Информационном письме от 11.08.2004 № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Из позиции верховных арбитров следует, что сумма штрафа, предусмотренная статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, должна исчисляться не от общей суммы, причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за всех застрахованных лиц организации, а только от страховых взносов тех работников, в отношении которых предоставленные сведения персонифицированного учета недостоверны. Кроме того, судьи обратили внимание, что ошибки были обнаружены при предоставлении страхователем в ПФР электронных форм отчетности и были исправлены после получения первого отрицательного протокола ПФР, между тем, для обоснованного применения штрафных санкций, Пенсионным фондом должна была проводится проверка на основании документов, указанных в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Следовательно информация, из протокола несоответствия поданной отчетности документам, а также выводы специалистов ПФР о недостоверности предоставленных организацией сведений не могут служить основанием для привлечения ее к ответственности предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Таким образом, в действиях организации-страхователя состав правонарушения судами не обнаружен, в удовлетворении исковых требований ПФР о взыскании штрафа отказано правомерно.