Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.03.2015 N 13АП-1619/2015 по делу N А56-1019/2014 отказал коммерческой организации в удовлетворении апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции. Этим решением арбитражный суд отказал Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу в государственной регистрации и обязанности осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
Суть данного спора заключалась в том, что между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и коммерческой организаций в 2008 году был заключен договор аренды нежилого помещения сроком до 16 марта 2012 года. В 2013 году стороны подписали дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды до 17.05.2022 года и Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации этого дополнительного соглашения. Однако Росреестр отказал в государственной регистрации дополнительного соглашения, аргументировав свой отказ нарушением требований статей 19 и 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данное нарушение, по мнению регистрирующего органа, выразилось в несоответствии представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства, а именно в отсутствии документов, которые подтверждают заключение договора аренды государственного имущества, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды поддержали позицию Росреестра и обратили внимание сторон на то, что государственная регистрация прав, в том числе договоров аренды на длительный срок, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами по основаниям, указанным в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в том числе на основании договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иных документов, которые, согласно законодательству РФ, подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Отказать в государственной регистрации прав можно на основаниях, перечень которых приведен в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в том числе если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и если не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Как следует из Постановления ВАС РФ N 73, по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ. Таким образом, если срок первоначального договора аренды истек, то возникает необходимость заключения первоначального договора в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции". Поэтому Росреестр правомерно отказал истцу в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору и указал на необходимость проведения конкурса или аукциона.