Почти каждый десятый из принятых за десять лет закон был налоговым. Темп изменения профильного законодательства постоянно рос. Больше всего — 39 — законов приняли в 2011 году. При этом в статистику не включены законы, которые устанавливают налоги или аналогичные платежи, но формально не затрагивают НК, — например, платежи в соцфонды, таможенные пошлины, платежи за загрязнение окружающей среды и другие, пишет Slon со ссылкой на исследование юридической компании «Пепеляев групп».
Эксперты уверены, что настала пора менять Конституцию чтобы приостановить вал изменений в НК РФ, поскольку «Наша Конституция крайне скупа и слаба в отношении регулирования налогов». Это позволит улучшить деловой климат, чего так давно хотят власти. Для изменения ситуации предлагается 6 шагов:
- Сейчас налоговые инициативы могут предлагать и правительство, и депутаты. Надо запретить это делать депутатам. В Англии налоговые законопроекты в парламент может вносить только правительство. Конечно, предпринимательское сообщество, например, тоже может вырабатывать налоговые идеи, но вносить проекты в Госдуму – только кабинет министров.
- Придать правовое значение пояснительной записке к налоговым законопроектам. Именно в ней должно содержаться финансово-экономическое обоснование инициативы. Эксперты сейчас не видят приличных обоснований в первом чтении, а во втором чтении – вообще никаких обоснований. В идеале в Конституции или конституционном законе должно содержаться и обязательное требование такой записки, и требования к ее содержанию, и право Думы отказаться от рассмотрения законопроекта, если к нему не приложена записка соответствующего качества.
- Нужно запретить депутатам вносить поправки к налоговым законам во втором и третьем чтении, если эти поправки не относятся к содержанию законопроекта. Если точнее, то закон должен установить четкие пределы модификации депутатами правительственных законопроектов. Это позволит противостоять поправкам, которые прицепляются к закону «паровозиком». Типичная ситуация сейчас – налоговые законопроекты приходят в Думу из правительства, согласованные всеми министерствами. Но затем некое министерство может по договоренности с депутатом внести «свою» поправку, которую другие министерства на этапе согласования в правительстве отклонили, во втором чтении к совершенно другому налоговому закону. На данный момент это не нарушает никаких норм, ведь закон налоговый и поправка налоговая, хотя речь в них может идти о разных налогах.
- Исключить включение норм о налогах в неналоговые законопроекты.
- Налоговые новеллы должны появляться только в бюджете на следующий год.
- Закрепить норму о порядке вступления налоговых законов в силу в Конституции РФ.
Отметим, в условиях нехватки бюджетных средств на многие социальные обязательства власти начали активную работу по оптимизации налоговых поступлений. Думают они и об отмене налоговых льгот. Ряд из них, в частности, планируется отменить уже с начала следующего года. При этом конкретного списка пока нет. Провести ревизию необходимо до 15 мая — такой срок ранее ставил глава правительства Дмитрий Медведев. Ранее мы писали, что по оценкам Минфина из-за налоговых преференций бюджет недополучил в 2012 году 1,8 триллиона рублей, что составляет 2,9% ВВП. Основные потери (без малого 95%) — из-за льгот по четырем налогам: на прибыль, добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и имущество организаций.
В конце 2012 года власти пообещали россиянам в течение шести лет не повышать налоги. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что изменения налоговой системы возможны, однако в результате преобразований нагрузка на налогоплательщиков может только снизиться.
Вместе с тем, россияне забывают платить налоги. А в большинстве разбирательств — 98% — о взыскании недоимок суд встает на сторону ФНС. В связи с этим председатель ВС Вячеслав Лебедев накануне предложил не перегружать суды и не мучить судей — вернуться к внесудебному взысканию с граждан долгов. Напомним, порядок взыскания налогов с физических лиц регламентируется статьей 48 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, что заявление о взыскании подается налоговым или таможенным органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Кроме того, власти намерены до конца года существенно упростить налоговое администрирование. Первым шагом стало принятие дорожной карты, которая содержит 11 мероприятий по изменению и дополнению существующего налогового законодательства. Цели документа — подъем РФ на более высокую позицию в рейтинге Doing Buisiness (56 — в 2014 году и 50 — в 2015), а также сокращение срока на оформление и подачу налоговой декларации за 170 часов в 2014 году и 160 часов 1 в 2015.
А также минфин намерен заставить бенефициаров выйти из офшорной тени. Закон, по которому акционерные общества заплатят двойной налог, если не раскроют своих бенефициаров, подписан президентом. Документ фактически заставит номинальных владельцев акций и облигаций выдать истинных выгодополучателей. В противном случае им придется заплатить 30% налога как с дохода от ценных бумаг, так и с дивидендов. Власти надеются таким образом сократить вывод средств в оффшоры.