325

Госдума решила защитить бизнес от государства

Размер шрифта:
Законопроект о борьбе с финансовыми нарушениями подвергнется серьезным изменениям ко второму чтению. Депутаты Госдумы высказали замечания практически по всем ключевым моментам.

Государственная Дума РФ раскритиковала правительственный законопроект о борьбе с финансовыми операциями. Ко второму чтению авторы должны доработать документ. Как пишет газета «Ведомости», профильные комитеты высказали в заключениях претензии практически ко всем ключевым нормам законопроекта.

Проект рассматривали три профильных комитета. Замечания комитета по бюджету и налогам касаются, в частности, расширения полномочий налоговых органов. Газета отмечает:

Правительство предлагает наделить налоговиков правом требовать от банков приостановки операций фирмы, если запросы по ее юридическому адресу остались без ответа или не доходят до адресата. Комитет по бюджету «категорически против», поскольку это открывает колоссальные возможности для злоупотреблений в отношении налогоплательщика, который к тому же ставится в зависимость от работы «Почты России». Да и тот факт, что налогоплательщик не располагается по юридическому адресу, не означает, что он недобросовестный.

Также в комитете по бюджету считают, что надо исключать норму, дающую налоговым органам право запрашивать информацию о наличии счетов физлиц и их состоянии в случае взыскания с них налогов и проведения контрольных мероприятий. Парламентарии опасаются, что, получив такую возможность, налоговики могут требовать у гражданина пояснения по любой операции, а налогоплательщику придется постоянно доказывать свою добросовестность, что фактически означает отказ от презумпции невиновности.

В свою очередь первый заместитель председателя комитета по законодательству Виктор Пинский сказал, что если оперативников наделят правом получать такую же информацию до возбуждения уголовного дела, это приведет к ограничению права на банковскую тайну. Он предупредил, что в этом случае люди с меньшей охотой понесут деньги в банки, уменьшив приток средств в реальную экономику.

Кроме того, комитет по законодательству выступил против поправок в статью 174 Уголовного кодекса РФ, снижающих размер ущерба, который считается крупным, и вводящих в статью «особо крупный ущерб». По мнению депутатов, это может дать искусственный рост преступности.

Замечания комитета коснулись и положений, возвращающих в УК РФ статью о контрабанде. В новой версии она касается незаконного перемещения валюты и ее эквивалентов.

Помимо этого, Правительство, ссылаясь на требования ФАТФ, предложило обязать компании раскрывать банкам всю цепочку собственников вплоть до физических лиц. Однако, уверены в комитете по финансовым рынкам, требования ФАТФ о бенефициарах можно изложить корректнее. В частности, можно обязать раскрывать цепочки бенефициаров на этапе регистрации юридических лиц, а не делать это прерогативой банков.

Директор юридической службы PwC Максим Кандыба не согласился с депутатами. Он считает, что меры по раскрытию финальных собственников, предусмотренные законопроектом сейчас, могли бы работать достаточно эффективно. По его словам, на стадии регистрации все может пройти формально, и регистратор не будет следить за тем, раскрыт ли надлежащий уровень.

Как мы писали ранее, Федеральная служба по финансовому мониторингу подготовила законопроект, направленный на противодействие незаконным финансовым операциям. Документ ужесточает порядок регистрации и ликвидации юридических лиц, уточняет полномочия налоговых органов, расширяет доступ к банковской тайне. Кроме того, документ предусматривает конфискацию доходов от преступной деятельности, устанавливает уголовную ответственность за незаконную перевозку через границу денежных средств.

Законопроект разработан во исполнение поручения президента России. Так, глава государства приказал Правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности организаций, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.

Документ, подготовленный Росфинмониторингом, предусматривает внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов. В частности, поправки касаются закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Также будут скорректированы законы «О бухгалтерском учёте» и «О несостоятельности (банкротстве)», «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности». Помимо этого, разработчики предлагают внести изменения в Гражданский кодекс РФ

По мнению авторов, принятие закона будет иметь благоприятные социально-экономические последствия. В частности, в Росфинмониторинге убеждены, что документ позволит снизить уровень криминализации российской экономики и обеспечит наибольшее соответствие российского законодательства актуальным международным стандартам.

Напомним, основные механизмы борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, прописаны в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ. За нарушение требований закона предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Добавим, для того чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Биржевой Николай