Верховный суд о госзакупках. День за днем. 14.04.24

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по вопросам возврата имущества и средств при ненадлежащем исполнении контрактов, отчетности исполнителей в отсутствие запроса от госзаказчика, правилам возврата ошибочных банковских переводов, отказе в продлении сроков исполнения обязательств и условиях для взыскания штрафов и неустоек при выполнении госконтрактов.

Право на возврат имущества и средств при ненадлежащем исполнении контрактов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора (контракта), по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество и установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений. Например, если Заказчик оплатил пять партий товара, а получил только две, при расторжении договора он вправе требовать либо возврата сумм, уплаченных за три партии товара, либо возврата всей оплаты при условии возвращения им полученного товара. Указанное правомочие Заказчика не ограничивает иные права, принадлежащие ему в связи с нарушением обязательства другой стороной, в частности право на возмещение убытков.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2024 года № 310-ЭС24-3275 по делу № А84-4976/2022, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2023 года по делу № А84-4976/2022

Отсутствие обязанности по отчетности без запроса госзаказчика

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что отсутствие у Исполнителя договора поставки (заключенного с Головным исполнителем для целей исполнения ГОЗ) Отчета об исполнении договора, предоставляемого государственному заказчику, не может служить доказательством неведения им раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении указанного договора и в таких действиях Исполнителя отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15.37 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 47 от 19.01.1998 г.

Если у Исполнителя по договору заключенному с Головным исполнителем для целей исполнения ГОЗ отсутствует представительство Минобороны России, и Исполнитель не является стороной государственного контракта заключенного для ГОЗ, то обязанность Исполнителя по представлению отчета в силу предписания пунктов 15-20 Приказа Минобороны РФ № 554 от 08.10.2018 года «О порядке и сроках представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны РФ, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47» могла возникнуть только при наличии запроса государственного заказчика (Минобороны России).

ВАЖНО!
Ни Закон № 275-ФЗ, ни Постановление № 47 не содержат четкого определения понятия «раздельный бухгалтерский учет». Отсутствует это понятие и в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Исходя из сложившейся практики делового оборота, под раздельным бухгалтерским учетом понимается распределение доходов и соответствующих им расходов в установленном порядке по определенным критериям: по видам деятельности, по заказам, по каждому контракту (договору) и т.д. Отчет об исполнении ГОЗ, предоставляемый государственному заказчику (Минобороны России), и отчет, который представляется в ФАС всеми организациями ОПК, имеющими на исполнении ГОЗ, — это разные документы, и неисполнение обязанности по предоставлению в ФАС отчета по форме 1-ГОЗ не охватывается диспозицией части 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2024 года № 310-ЭС24-2697 по делу № А62-6857/2022, Решение АС Смоленской области от 21 февраля 2023 года по делу № А62-6857/2022

Разъяснения по ошибочным банковским переводам и их возврат

Верховный суд РФ разъяснил, что если при банковском переводе со счета юрлица в Сбербанке на счет юрлица в Банк ВТБ, Банк ВТБ ошибся и перечислил денежные средства на счет организации со схожим названием указанным в платежном поручении но с другим ИНН, то такой банк обязан вернуть плательщику все денежные средства ошибочно перечисленные иному юрлицу с другим ИНН. Исполнение поручения плательщика путем безналичного перечисления денежных средств на счет получателя, открытый в другом банке, осуществляется путем принятия и проверки банком плательщика поручения его клиента и передачи этого поручения банку получателя для зачисления денежных средств на счет указанного плательщиком получателя. Ненадлежащее исполнение поручения плательщика, в том числе путем зачисления денежных средств банком получателя на счет другого лица, влечет солидарную ответственность банка получателя (см. Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2022 № 74-КГ21-7-К9).

ВАЖНО!
Само по себе отсутствие на момент совершения операции специальной нормы в банковских правилах о проверке ИНН получателя в силу положений статьи 401 ГК РФ не может быть основанием для освобождения от ответственности банка, осуществляющего предпринимательскую деятельность, поскольку банком принято к исполнению платежное поручение с указанием определенного ИНН получателя, в силу чего плательщик вправе был рассчитывать на исполнение его поручения банком получателя именно в отношении этого, а не одноименного юридического лица.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2024 года № 305-ЭС23-26320 по делу № А40-20495/2023

Отказ в продлении сроков исполнения обязательств по госконтрактам

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что невыполнение отдельных обязанностей по договору его сторонами либо несвоевременное их выполнение нельзя признать существенным изменением обстоятельств допускающих продление срока выполнения работ по госконтракту, т.к. не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ и Заказчик не дал своего согласия на изменение срока работ. Иски подрядчиков по госконтрактам о понуждении заказчиков к заключению дополнительных соглашений на продление сроков работ по указанным основаниям — не подлежат удовлетворению.

ВАЖНО!
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем, в т.ч. с приостановкой работ на основании статьи 719 ГК РФ, не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 № 44-ФЗ в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий государственного контракта.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 апреля 2024 года № 310-ЭС24-4651 по делу № А83-26249/2022, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2023 года по делу № А83-26249/2022

Условия для взыскания штрафов и неустоек по госконтрактам

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что неустойка за просрочку исполнения обязательства и штраф за факт неисполнения государственного контракта подлежат одновременному взысканию лишь в случае, если нарушение послужило основанием для одностороннего отказа от договора.

ВАЖНО!
Если заказчик не отказался от государственного контракта, то отсутствуют основания для взыскания штрафа за ненадлежащее исполнение государственного контракта в виде просрочки исполнения обязательств по контракту.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2024 года № 306-ЭС24-5316 по делу № А57-30017/2022, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2023 года по делу № А57-30017/2022

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Кулаков Александр
Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.