Оценка эффективности системы управления персоналом — это комплекс мероприятий, который позволяет понять, насколько соотносятся финансовые вложения в работников и прибыль, получаемая компанией. Это длительный процесс, который начинается с замеров текущей производительности работников и внедрения каких-то изменений, а заканчивается повторными замерами для анализа и сравнения данных. В статье расскажем, почему так важно определять эффективность системы управления персоналом, и какие показатели оценки эффективности системы управления персоналом используют профессионалы.
Навигация
Для чего оценивать затраты на работников
Управление персоналом и эффективность деятельности организации — взаимосвязанные вещи. Чем выше заинтересованность и производительность работников, тем прибыльнее бизнес. Это очевидно. Поэтому периодически в организациях изучают, насколько сотрудники выгодны компании. Это дает возможность понять, стоит ли изменить систему оплаты или мотивации, допустимо ли увеличить численность трудящихся, какие еще управленческие решения можно принять для повышения выручки.
Таким образом, оценка необходима в первую очередь для нормального функционирования и развития предприятия и позволяет определить такие важные характеристики, как:
- допустимый объем расходов на работников;
- оптимальная численность штата;
- необходимость внедрения новых технологий;
- возможные варианты развития сотрудников и их стимулирования;
- наиболее выгодный режим рабочего времени и отдыха;
- потребность в разветвлении структуры предприятия;
- др.
Чем определяется эффективность систем управления персоналом организации
Существует множество подходов к оценке результативности, поэтому эксперты применяют разные показатели эффективности управления персоналом. Но чаще всего профессионалы ориентируются на такой параметр, как экономическая эффективность управления персоналом. Можно сказать, что он показывает в цифрах рентабельность использования рабочих рук.
Исчисляется показатель по следующей формуле:
экономическая эффективность = прибыль / затраты на сотрудников.
Отметим, что для расчетов и выручка, и расходы на работников должны быть взяты за один и тот же период. Причем в затраты необходимо включать не только непосредственную заработную плату и премии, но и обязательные платежи в виде страховых взносов, и траты на улучшение условий труда, и прочие расходы, связанные с содержанием, обучением персонала.
Как трактовать результаты такой оценки? Если у вас прибыль и затраты на подчиненных равны (после деления получилась 1), то управление эффективностью деятельности персонала нужно подтянуть, поскольку вы работаете в ноль. Если в результате деления получается меньше 1, то компания вообще терпит убытки, и срочно необходимо предпринять какие-либо управленческие решения.
Но прежде эксперты рекомендуют оценить, на каком уровне социальная эффективность управления персоналом в компании. Этот параметр демонстрирует, насколько умело руководство пользуется возможностями и потенциалом каждого из сотрудников. Оценить этот показатель непросто, поскольку для этого необходимо определить, насколько работники довольны своей деятельностью в организации, корректно ли распределено влияние мотивации на повышение эффективности управления персоналом (и материальной в виде премий, и нематериальной типа тренингов, корпоративов, досок почета), чего не хватает для увеличения результативности труда.
Отметим, что некоторые эксперты рекомендуют относить удовлетворенность сотрудников к другой группе — так называемые косвенные показатели эффективности управления затратами на персонал. Сюда же они относят текучесть кадров, уровень конфликтности и уклонения от исполнения социальных или профессиональных обязанностей.
Впрочем, все специалисты в один голос говорят, что не важно, к какой группе отнести тот или иной показатель. Для корректной оценки необходимо рассматривать их в совокупности.
По теме: как определяют потребность в персонале при кадровом планировании
Как провести анализ
Как правило, этим занимаются приглашенные извне эксперты, а кадровые специалисты на местах решают более узкие проблемы. Тем не менее, всегда важно понимать, как происходят те или иные процессы. Поэтому представляем упрощенный алгоритм оценки:
- Определить показатели, на основании которых будет производиться анализ.
- Собрать необходимые данные — конкретные цифры, используемые для расчетов.
- Проанализировать текущее состояние системы, сравнить с озвученными начальством целями и задачами.
- Разработать и представить руководству организации конкретные предложения по улучшению ситуации.
- Опробовать изменения на практике.
- Спустя время вновь проверить параметры, и по итогам сравнения принять управленческие решения.
Напоследок отметим, что во многих российских компаниях оценкой системы управления сотрудниками не занимаются, поскольку считают это тратой денег. В то же время на западе такие затраты рассматриваются как инвестиции, а потому денег на эти цели не жалеют.