Специалисты по кадрам, которые не спешат информировать центры занятости о свободных вакансиях, должны знать, что их могут за это оштрафовать. Кроме того, Верховный суд признал направление на работу от Центра занятости документом, подтверждающим факт трудовых отношений. Поэтому, чтобы не платить штрафы и компенсации таким сотрудникам, к документации службы занятости нужно подходить очень внимательно и серьезно.
Что случилось?
Верховный суд РФ вынес определение от 05.02.2018 № 34-КГ17-10 по трудовому спору работника с организацией об установлении факта трудовых отношений. Судьи встали на сторону работника и фактически вывели еще одно доказательство того, что человек был трудоустроен в организации, а не работал по договору подряда. По мнению судей, таким доказательством оказалось направление на работу от службы занятости.
Примечательно, что ранее Минтруд России напомнил всем работодателям об обязанности каждый месяц подавать сведения о свободных вакансиях в региональный центр занятости. Включать в отчет нужно даже те рабочие места, на которые пока не планируется нанимать новых сотрудников. Соответствующую информацию чиновники привели в письме от 25.10.2017 № 14-1/В-953.
Факт трудовых отношений можно подтвердить с помощью направления от службы занятости
Работник обратился в суд с иском о признании отношений с организаций трудовыми после того, как организация расторгла с ним договор подряда. Он работал по направлению от центра занятости и считал себя трудоустроенным. Суды двух инстанций поддержали в споре организацию-работодателя. Судьи обратили внимание на отсутствие в штатном расписании работодателя должности с теми обязанностями, которые выполнял истец. Однако Верховный суд РФ с такими выводами не согласился. Судьи указали, что организация сама подавала в службу занятости информацию о наличии свободной вакансии. Центр занятости направил человека на работу в организацию именно по этой вакансии. В направлении, выданном службой, было указано название должности, на которую направили работника, а также информацию о режиме работы. Позднее работник принес в службу занятости подтверждение о факте трудоустройства в организацию, чтобы его сняли с учета как безработного.
Оказалось, что организация-работодатель упразднила вакантную должность и самостоятельно изменила вид заключенного с человеком договора. Именно это дало возможность ВС РФ признать отношения трудовыми. Также судьи обратили внимание на то, что фактически работник всегда подчинялся представителю работодателя и ежемесячно получал зарплату по графику, установленному для всех сотрудников: в равных частях дважды в месяц. При этом сама зарплата не зависела от объема выполненной им работы.
За неподачу сведений о свободных вакансиях в центр занятости — штраф
Все организации обязаны отчитываться в региональный центр занятости населения о свободных вакансиях. Обычно эту обязанность кадровики игнорируют, но делают это совершенно напрасно. Отправлять отчет о наличии незанятых рабочих мест нужно обязательно, даже пока работодатель не планирует занимать эти вакансии. Как напомнил Минтруд РФ, за отсутствие таких сведений саму организацию и уполномоченное должностное лицо (руководителя или кадровика) можно привлечь к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. Размер штрафа в этом случае составляет:
- для юрлиц — от 3000 до 5000 рублей;
- для должностных лиц и ИП — от 300 до 500 рублей.
Для отчетности нужно использовать утвержденную форму. Если нет регионального бланка, применяется отчет о вакансиях, утвержденный приказом Минтруда от 26.02.2015 № 125н. Срок сдачи этого отчета устанавливают местные власти, и в разных регионах РФ он может отличаться.