Паспорта сделок заменили банковской регистрацией контрактов

Размер шрифта:

Важная информация из Центробанка России для всех бизнесменов. Банкиры отменили паспорта сделок, предусмотренные законодательством при совершении валютных операций. Вместо них теперь необходимо оформлять регистрацию контракта в банке, где открыт счет резидента. Таким образом финансисты хотят снизить административную нагрузку на бизнес.

Навигация

Что случилось?

Банк России утвердил Инструкцию от 16 августа 2018 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая должна снизить нагрузку на резидентов РФ при совершении валютных операций. Основой нововведения стала замена обязательного получения паспортов сделок простой регистрацией контракта в уполномоченном банке. Минюст зарегистрировал новый НПА в установленном порядке.

Валютные сделки будут оформлять быстрее

В настоящее время все сделки по внешним контрактам на сумму от $50 тысяч подлежат обязательному оформлению с получением паспорта сделки. Его оформление занимает определенное время и задерживает перечисление средств контрагентом. Центробанк отменил паспорта, а вместо этого бизнес обязали просто учитывать все валютные контракты с суммой свыше установленного лимита в уполномоченных банках. При этом каждому документу должен будет присваиваться уникальный номер. Срок оформления контракта в этом случае будет занимать всего один день, а право отказа банка в регистрации сделки в инструкции ЦБ РФ не предусмотрено.

Для постановки на учет контракта необходимо будет представить:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту);
  • реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту (наименование, страна).

Требования к регистрации предъявляются к договорам, для которых предусмотрен денежный лимит:

  1. для импортных контрактов и кредитных договоров - 3 млн рублей,
  2. для экспортных договоров - 6 млн рублей.

Кроме того, Центробанк отменил обязательное представление российскими резидентами в банк справок о валютных операциях. Такое требование сейчас предусмотрено для всех валютных контрактов. Если инструкция будет утверждена, такую необходимость упразднят. Для сделок на сумму менее $1000 резиденты не должны будут представлять в банк никаких документов. Однако, кроме сокращения сроков оформления для представителей бизнеса практически ничего не изменится: для регистрации контракта в банке потребуются точно такие же документы, как сейчас нужны для для оформления паспорта сделки. Полезной эта инициатива окажется только для предпринимателей, которые заключают мелкие контракты, так как именно они будут полностью избавлены от всей бумажной волокиты.

Новый документ Банка России начнет действовать 1 января 2018 года.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года