Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Учетная политика в 2017 году

Отправить на печать Распечатать
/ Источник: Петербургский правовой портал
Учетная политика в 2017 году

Смотрите также:

Все организации должны иметь утвержденную Учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, с учетом актуальных требований законодательства. В 2017 году это является особенно важным и ответственным в связи с многочисленными изменениями в законодательство, которые происходили на протяжении 2016 года. Поэтому даже те организации, которые уже имеют действующую учетную политику, утвержденную сразу на несколько лет, должны внести в нее необходимые изменения. Сделать это можно с помощью системы КонсультантПлюс.

Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности), а также совокупность способов ведения налогового учета по всем видам налогов, используемых в организации. Правильно выбранная учетная политика оказывает серьезное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, НДС, налога на имущество, а также основных показателей финансового состояния организации. В связи с этим, учетная политика организации - это очень важное средство формирования величины основных показателей деятельности организации, ее ценовой политики и налогового планирования.

Даже если учетная политика утверждается сразу на несколько лет, например, на трехлетний или пятилетний период, в нее крайне желательно вносить поправки каждый год, ведь изменения в законодательстве происходят ежегодно. Учетная политика организации на 2017 год должна быть сформирована главным бухгалтером или другим лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета в организации. 

Особенности учетной политики на 2017 год

Порядок формирования учетной политики организации утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету", соответствующее положение "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" содержит требования к тому, что должно быть учтено, при составлении учетной политики, в частности, это:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Эти данные являются неизменными, однако требования законодательства меняются и в документ приходится постоянно обновлять. Сделать это один раз в год, но не позднее 31 декабря, потому что на 1 января в организации уже должна быть действующая учетная политика на текущий год.  Внести поправки можно, как самостоятельно, так и с помощь специального 

"Конструктора учетной политики" системы КонсультантПлюс, в который уже добавлены учетные политики на 2017 год. Переход в "Конструктор учетной политики" доступен со стартовой страницы в профиле "Бухгалтерия и кадры". Сервис позволяет создать учетную политику организации с нуля, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения с учетом особенностей общей или упрощенной систем налогообложения. (ОСН или УСН). Кроме того, конструктор поможет сформировать новую редакцию учетной политики на основе предыдущей, с учетом всех изменений законодательства. При этом, надо отметить, что сами законодательные нормы переписывать в учетную политику совсем не обязательно. В этом документе должны быть указаны только те правила, при которых возможен выбор способа учета по той или иной операции. При этом, отмечается, какой именно способ из возможных будет использовать организация. Например, как способ начисления амортизации основных средств или метод учета расходов на товары. Для целей налогообложения можно указать, будет ли фирма использовать резервы долгов и амортизационную премию, а так же применять раздельный учет НДС, при условии, что у нее есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. В числе изменений, которые стоит внести в документ редакции 2017 года, должны быть не только изменения в действующем законодательстве, но и изменения в работе самой организации. Например, если малое предприятие решает начать применять упрощенный способ бухучета или переходит на другую систему налогообложения. 

Что нужно обязательно отразить в учетной политике-2017

Страховые взносы

В 2017 году самым важным для налогового учета изменением в законодательстве является передача администрирования страховых фондов ФНС России и их переход под юрисдикцию Налогового кодекса РФ. В связи с этим, в учетной политике обязательно нужно утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 N N АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не собирается утверждать новую форму карточки на 2017 год.  Налоговики оставляют право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр. В этом случае можно использовать аналогию с НДФЛ, но отразить выбранный метод в учетной политике необходимо обязательно. Ведь, вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателей обязывает п. 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Чтобы дополнить учетную политику по этому поводу, необходимо издать  приказ по организации, а за основу можно взять карточку, которая использовалась в 2016 году. Ведь проверяющие из ФНС обязательно попросят эти карточки при проведении проверки, а за их отсутствие назначат штраф в размере  200 руб. за каждую карточку, как это предписано статьей 126 НК РФ.

Классификация основных средств

С 1 января 2017 года вступает в силу новая редакция постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Из этого документа удалена норма о том, что классификацию основных средств можно применять для целей бухгалтерского учета. В 2016 году можно было посмотреть объект основных средств по Классификации, назначить линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования для всех подобных объектов. При этом между бухгалтерским и налоговым учетом не возникало разницы. Теперь также можно использовать этот метод, но вот само постановление N 1 больше не является документом, прямо регулирующим бухгалтерский учет. Поэтому, если в учетной политике нет ссылки на этот нормативный акт, то можно его там прописать и продолжать использовать прежний метод. Если такого желания нет, то можно определять срок службы основных средств, как предусмотрено ПБУ 6/01, исходя из рекомендаций производителя и технической документации. Кстати, в шаблоне Конструктора КонсультантПлюс добавлена возможность закрепить в учетной политики положения НК РФ, определяющие лимит стоимости амортизируемого имущества.

Малые предприятия

Малые предприятий имеют право на множество послаблений в части бухгалтерского учета и отчетности. Например, такие организации могут ввести бухучет и составлять отчеты по упрощенной форме. Однако, чтобы воспользоваться всеми преференциями, каждую из них они должны прописать в своей учетной политике. В 2017 году для МП также были приняты новые принципы, которые позволяют упростить учет. В частности,  такие организации, начиная с 1 января 2017 года могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в  своей учетной политике, в соответствии с пунктом 25 ПБУ 5/01.  Также, изменения были внесены приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н. В соответствие с ними, малые предприятия имеют право учитывать сырье и материалы по цене поставщика, без включения в нее транспортных расходов, платы посредникам и тому подобных затрат. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, однако это обязательно должно быть отражено в учетной политике. 

В заключение нужно отметить, что учетная политика является обязательным внутренним документом организации и ее не нужно направлять после утверждения, в орган ФНС. Однако налоговики могут потребовать этот документ в рамках проверки, и тогда за ее отсутствие организацию оштрафуют. Кроме того, хотя сама по себе учетная политика организации не дает гарантий в том, что в спорных вопросах проверяющие согласятся с позицией организации, но этот документ позволяет лучше аргументировать свою позицию при отстаивании интересов в суде, в случае споров с налоговой службой. И чем грамотнее будет составлена учетная политика, те выше шансы, что судья окажется на стороне налогоплательщика.

Образец учетной политики организации для целей налогового учета, при использовании нескольких систем налогообложения

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Поделиться:

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Документы

Кодексы

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас