Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

Учётная политика и торговый сбор

Отправить на печать Распечатать
/ Источник: Петербургский правовой портал
Учётная политика и торговый сбор

Смотрите также:

Учетная политика организации является альфой и омегой в работе бухгалтерии. Она определяет основные направления учета и, некоторым образом, влияет на итоги налоговых проверок, поскольку при грамотной политике число ошибок минимально. На саму политику влияют изменения в налоговом законодательстве, а также в стандартах ведения бухучета, которые разрабатывает Минфин. Что нового принес в вопросы учетной политики торговый сбор? Узнаете из этой статьи.

Торговый сбор самый молодой налог – взимается он всего-то неполных два года – и вопросов породил немало. Пока торговый сбор введен только в Москве, но вдруг он в 2017 году и в других регионах появится? И тогда перед бухгалтерами встанет вопрос – а как учитывать его в бухгалтерском учёте? Этот вопрос нормативно до сих пор не урегулирован. А раз это так, то возникает необходимость раскрыть информацию о способе учёта торгового сбора в учётной политике. В настоящее время допускается ведение учёта налогового сбора на следующих балансовых счетах:

  • 68 «Расчёты по налогам и сборам» (на субсчёте «Налог на прибыль»);
  • 99 «Прибыли и убытки»;
  • 44 «Расходы на продажу»;
  • на каком-либо ином балансовом счёте (по выбору организации).

Вариантов много, поэтому необходимо выбрать из них оптимальный. Какой счёт лучше взять? Выбор балансового счёта будет зависеть в первую очередь не то того, что хочется бухгалтеру, а от того, что целесообразно для конкретной организации. Поэтому начнём по порядку.

Рассмотрим первый вариант, при котором торговый сбор учитывается там же, где и налог на прибыль. Согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 286 НК РФ при осуществлении деятельности, в отношении которой уплачивается торговый сбор, предполагается применение своего рода зачётного механизма. Он предусматривает уменьшение суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Применение указанного метода предусмотрено «Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год» (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).

Важно учесть, что торговый сбор уплачивается ранее соответствующего платежа по налогу на прибыль, - дата уплаты торгового сбора установлена до 25-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (согласно пункту 2 статьи 417 и статье 414 НК), а авансовый платёж по налогу на прибыль уплачивается не позднее 28 календарных дней после окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев. Сам же годовой налог - до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (см. пункт 1 статьи 287, пункт 3 статьи 289 и пункт 2 статьи 285 НК). Соответственно, своевременно уплатившие торговый сбор компании могут уменьшить на его сумму региональную часть авансового платежа по налогу на прибыль. В том случае, если сумма торгового сбора меньше авансового платежа по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет, вычитание производится в полном объёме. То есть налоговая нагрузка на предприятие торговли в связи с введением торгового сбора не увеличится.

В бухгалтерском учёте отражение операций по учёту торгового сбора при применении первого варианта будет производится следующим образом. Сумма торгового сбора отражается в том отчётном периоде, за который он начислен, записью по субсчетам счёта 68 - по дебету субсчёта «Налог на прибыль» и кредиту субсчёта «Торговый сбор». В случае если по итогам отчётного периода (или последующих отчётных периодов) право на уменьшение исчисленного за соответствующий период налога на прибыль (авансовых платежей по налогу) на сумму начисленного торгового сбора утрачено либо не возникло, не принимаемая в уменьшение платежа по налогу сумма торгового сбора относится со счёта 68 (субсчёт «Налог на прибыль») в дебет счёта 99. Аналогичные правила зачёта предусмотрены также и для «УСНщиков» (пункт 8 статьи 346.21 НК РФ), только у них субсчёт к счёту будет называться не «Налог на прибыль», а «Единый налог».

Кажется, что первый вариант носит исчерпывающий характер. Ну, в самом деле, что можно ещё придумать, когда знаешь, что сумма торгового сбора всё равно уменьшит величину регионального платежа по налогу на прибыль (или единого налога при УСН)? Однако иной вариант (второй) всё-таки существует – когда организация не списывает в бухгалтерском учёте сумму налогового сбора на субсчёт счёта 68 «Налог на прибыль», а прямо относит его на счёт 99 – как убыток. В каком случае это происходит? Тут есть несколько вариантов.

Для того чтобы учесть суммы торгового сбора, налогоплательщик должен встать на учёт в налоговом органе в качестве плательщика сбора (согласно пунктам 1 и 2 статьи 416 НК РФ). С этой целью нужно подать в налоговый орган в отношении объекта торговли, по которому уплачивается торговый сбор, уведомление о постановке на учёт в качестве плательщика торгового сбора по форме ТС-1 «Уведомление о постановке на учёт (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор», утверждённой Приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@текст , в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором. В случае если плательщик не уведомил инспекцию о том, что он является плательщиком торгового сбора, то учесть для целей налогового обложения данные платежи будет нельзя (согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 286 НК РФ). Не успеешь подать информацию в ИФНС своевременно – зачёт не получишь. Налог уплатишь, но не зачтёшь.

Правда, указанный вариант скорее относится к случайным событиям, произошедшим по незнанию. Ведь, трудно представить себе организацию, руководитель которой просто не хочет подавать о себе сведения как о плательщике торгового сбора. При этом закрепляя данный факт в учётной политике.

Еще одним вариантом является «Регистрация в одном регионе, а деятельность, подпадающая под торговый сбор – в другом». Допустим, организация зарегистрирована в Московской области и налог, соответственно, платит в областной бюджет. Естественно, что уменьшить его на сумму торгового сбора, уплаченного в бюджет Москвы, она не сможет в принципе. Это справедливо как для плательщиков налога на прибыль, так и для «упрощенцев» (согласно абзацу 1 пункта 10 статьи 286 и абзацу 1 пункта 8 статьи 346.21 НК РФ; см. также Письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-09/40621).

Первые два варианта учёта торгового сбора, как видим, носят вполне реальный характер. А вот третий вариант очень оригинален. Он предлагает учитывать торговый сбор не как налоговый платёж, а как элемент расходов организации. Соответственно, в бухгалтерском учёте операция по начислению торгового сбора должна отражаться по дебету балансового счёта 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счёта 68. Данный вариант появился из письма Минфина России от 24.07.2015 № 07-01-06/42799. И его логика вполне ясна – поскольку торговый сбор является расходом, сопутствующим торговой деятельности, то почему бы его не учитывать в целях бухгалтерского учёта именно как расход. Какой в этом смысл? Если только для цели управленческого учёта расходов, чтобы максимально собрать все без исключения расходы, относящиеся к торговой деятельности на одном балансовом счёте.

Но это единственный плюс. Дальше идут минусы. Во-первых, у организации, которая решится на подобный «эксперимент», мгновенно возникнут дополнительные разницы между бухгалтерским и налоговым учётом. Это бухгалтерские расходы могут быть абсолютно любыми, лишь бы только они соответствовали общим критериям понятия «расходы», приведённым в разделе I ПБУ 10/99 "Расходы организации". А вот в НК РФ правила признания расходов более жёсткие. В пункте 19 статьи 270 НК РФ написано - при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора.

Во-вторых, организация, включая торговый сбор в состав «бухгалтерских расходов», усложняет свой бухгалтерский учёт. Но если ее руководству так уж хочется учитывать торговый сбор именно как расходы, а не как компенсируемый (пусть и в некоторых случаях частично) налог – пусть учитывает. Это его право. Необходимо только указать этот факт в учётной политике.

Четвёртый вариант (выбор любого иного балансового счёта, кроме указанных в первых трёх вариантах) не дает никакой реальной выгоды организациям. Да и вариантов, на самом-то деле, не очень много. Самый реальный – это использование балансового счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», который будет выполнять те же функции, что и субсчёт «Торговый сбор» к счёту 68.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Поделиться:

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Документы

Кодексы

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас