Навигация
К ноябрю Минкомсвязи должно разработать законопроект, который позволит сформировать на территории России единый реестр всех жителей страны. Такое поручение вчера дал
премьер-министр Дмитрий Медведев.
Пересчитают всех
Вчера в правительстве прошло заседание комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Среди прочих тем обсуждался вопрос о создании единого информационного ресурса, содержащего сведениями обо всех гражданах, проживающих в Российской Федерации. По словам Медведева, регистр населения – этой новый большой проект, над которым придется трудиться до 2025 года.
Министр связи Николай Никифоров пояснил, что данные в единый реестр населения будут заноситься из базы ЗАГСов. То есть фактически этот ресурс уже имеется, но он пока децентрализован – в каждом регионе и даже в каждом муниципалитете он организован и работает отдельно.
Планируется, что в течение какого-то периода вся информация будет собрана в единый федеральный банк информации, после чего её увяжут со сведениями, имеющимися у налоговиков, сотрудников органов внутренних дел, таможни и прочих ведомств. В итоге сформируется большая база, которая позволит следить за всеми юридически значимыми действиями, совершаемыми каждым отдельным гражданином, проживающим на территории страны.
Непосредственно в реестр должна попасть информация о фамилии, имени и отчестве человека, его поле, национальности, месте жительства, родственных отношениях, образовании, судимости и пр. Чтобы проще было идентифицировать граждан, каждому россиянину присвоят
уникальный неизменяемый номер. Это будет 12-разрядный код, состоящий из года, месяца и дня формирования записи, ее порядкового номера в реестре и контрольного числа.
Чиновники планируют наполнить регистр населения данными не только о россиянах, проживающих в стране и за ее пределами, но и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России.
Зачем чиновникам нужен единый реестр всех граждан?
Как объяснил Никифоров, власти поставили задачу к 2018 году обеспечить оказание 70% федеральных и муниципальных услуг гражданам в электронном виде. В конце 2015 года этот показатель составлял только 40%, поэтому чиновникам предстоит большая работа по популяризации использования электронных госуслуг населением. Уже сейчас предусмотрен ряд льгот для тех граждан, которые воспользуются порталом госуслуг, например, 50%-ная скидка при ускоренной оплате штрафов за нарушение ПДД. Но в регионах о таких льготах знают не все, поэтому в первую очередь придется потрудиться руководителям субъектов РФ.
Именно для того, чтобы увеличить доступность госуслуг для широких слоев населения и оптимизировать процесс их оказания, чиновники и намерены собрать данные обо всех жителях России в общий реестр, заверяет министр связи.
Поможет ли реестр гражданам?
Обсуждая тему с подчиненными, Дмитрий Медведев потребовал, чтобы были проработаны вопросы информационной безопасности, а также оговорены условия, при которых различные органы власти смогут получить доступ к сведениям из реестра. Сейчас планируется, что данные будут открытыми для граждан старше 18 лет, муниципальных, региональных и федеральных властей. При этом физические лица смогут узнавать информацию только о себе и своих близких родственниках, а чиновникам откроют данные лишь в том объеме, которые необходимы им для осуществления полномочий.
Несмотря на множество отрицательных оценок экспертов относительно присвоения порядковых номеров гражданам и потенциальных краж ценной персональной информации, чиновники уверяют, что после создания реестра появится еще как минимум одна преимущество. Люди, которые захотят найти своих родственников или восстановить генеалогическое древо, а также лица, утратившие документы, смогут воспользоваться информацией и быстро решить все проблемы.