Проверки малого бизнеса не смогут длиться более 50 часов в год

Размер шрифта:
Чиновники решили объединить большинство норм, касающихся осуществления государственного и муниципального надзора, в единый закон. В документе есть и некоторые новшества, которые снизят нагрузку на предпринимателей.

Министерство экономического развития выставило на общественное обсуждение законопроект,

который позволит полностью изменить механизм государственного и муниципального контроля за организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Как разъяснили чиновники, в настоящее время в стране действует порядка 200 различных нормативных актов регулирующих организацию государственного и муниципального надзора за бизнесом. Вместе с тем все они разрозненны и создают сложности для предпринимателей, которые ждут от государства понятной системы. Кроме того, в последние несколько лет были приняты решения, которые должны быть отражены в законодательстве, например, особая поддержка малого бизнеса. С учетом этих обстоятельств и был разработан новый законопроект под названием «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации».

Планируется, что нормы документа не будут распространяться на: 

  • контроль, осуществляемый президентом и парламентом; 

  • правосудие; 

  • прокурорский надзор; 

  • внешний государственный аудит; 

  • контроль за соблюдением избирательного законодательства и норм о референдуме; 

  • мероприятия по пресечению противоправных деяний, представляющих угрозу государства, общественному порядку, населению;

  • оперативно-розыскные мероприятия, мероприятия по проведению дознания и предварительного следствия; 

  • контроль при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера; 

  • расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; 

  • расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений; 

  • расследования причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу; 

  • расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

  • расследования причин аварий в электроэнергетике;

    производства по делам об административных правонарушениях.

Чиновники полагают, что исключить вышеназванные виды контроля необходимо для того, чтобы установить для них особые правила. Во всех остальных случаях должна быть создана единая система, отличающаяся от действующей эффективностью и прозрачностью. В частности, в законопроекте предусмотрено, что проверки бизнеса должны осуществляться в строгом соответствии с регламентами каждого отдельного органа контроля. При этом частота плановых визитов контролеров должна зависеть от классов опасности осуществляемой предпринимательской деятельности. Всего таких групп риска будет шесть – от чрезвычайно высокого до низкого. Периодичность проведения проверок для каждой из категории предложено устанавливать отдельным законом или постановлением правительства.

Материал по теме

Проверки бизнеса будут риск-ориентированными

В Министерстве экономического развития также предлагают уточнить, какие формы муниципального и федерального контроля будут доступны контролерам. В исчерпывающий список вошли проверка, рейдовое обследование, наблюдение, мониторинг и контрольная закупка. Эти способы надзора планируется дифференцировать в зависимости от хозяйственной деятельности. Например, для контроля лесов, дорог, транспортной инфраструктуры проверяющие смогут провести рейдовое обследование, а открытым наблюдением (с использованием фото и видео аппаратуры) разрешат пользоваться для пресечения нарушений при взаимодействии с объектами культурного наследия, окружающей среды и отдельных природных объектов. Одновременно контролеры смогут при необходимости проводить осмотры и досмотры, опросы и допросы, инвентаризацию и экспертизу, а также иные действия, необходимые для осуществления надзора.

В законопроекте уточняется, что камеральная или внеплановая проверка не могут длиться более 60 дней. При этом указано, что общий срок проведения плановых выездных проверок для субъектов малого предпринимательства не должен превышать 50 часов в год, а для микропредприятия – 15 часов в год.

Порядок проведения проверок чиновники решили пока не менять. По-прежнему для визита к предпринимателю необходимо будет получить согласие прокуратуры. При этом процедуру уведомления о плановом визите планируется утвердить в отдельном законе. Не исключено, что она тоже сохранится. Что касается внеплановых проверок, то основания для них также не изменятся.

Министерство экономического развития надеется, что его документ сможет вступить в силу уже с 1 января 2017 года, отмечая, что в большинстве случаев нормы осуществления государственного и муниципального контроля сохранятся. В тех случаях, когда для вступления в силу закона понадобятся новые нормативные акты, предложено дать правительству и парламенту год на их разработку и принятие. В первую очередь, это коснется создания национальной и ведомственных систем управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля.

Биржевой Николай