Вчера представители Торгово-промышленной палаты обсудили с президентом Владимиром Путиным вопросы, волнующие бизнес. В первую очередь, речь зашла об увеличении отчетности. По словам председателя Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства и МСБ Елены Дыбовой, количество форм отчетности растет в геометрической прогрессии. Кроме того, чиновники регулярно вносят изменения в отчеты, поэтому все время предпринимателям приходится переучиваться и обновлять программы. В итоге те, кто не могут нанять квалифицированных бухгалтеров, больше тратят времени на изучение правил отчетности, нежели на сам бизнес, подчеркнула Дыбова.
Он также указала на некоторые сложности для бизнеса в сфере госзакупок. Главным препятствием для участия малых и средних предпринимателей в тендерах эксперт назвала высокий размер обеспечения. Эти деньги фактически заморожены, на бизнес не работают, а их возврат, как правило, затягивается.
[C= 1586]
Елена Дыбова предложила пересмотреть правила расчета суммы обеспечения исполнения контракта по закону о госзакупках и отказаться от обеспечения при заключении договора с компанией, имеющей безупречную деловую репутацию. Кроме того, она обратила внимание на четырехкратную разницу в штрафах для сторон госконтракта. Согласно постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063, исполнитель в случае нарушения своих обязательств заплатит 10%, а заказчик – только 2,5% от суммы контракта стоимостью до 3 миллионов рублей.
Владимир Путин поддержал предложения усовершенствовать процедуру внесения обеспечения исполнения госконтрактов, а также упростить порядок участия в госзакупках для компаний, которые в течение трех последних лет работали успешно.
[C=1587 ]
Возможные изменения уже прокомментировали в Министерстве экономического развития. По словам представителя ведомства Максима Чемерисова, действующее законодательство в некоторых случаях обязывает участников подтверждать свою добросовестность, например, при закупке продуктов питания, в случае выполнения строительных работ, при заказе услуг и работ в области атомной энергии. Таких подрядчиков допустимо освобождать от обязанности вносить обеспечение исполнения контракта, но это решение должен принимать сам заказчик.
Надо учитывать не количество добросовестно отработанных лет, а число выполненных госконтрактов, уточняют эксперты. Они также уверены, что обеспечение можно отменить для недорогих контрактов, а при заказах на строительство у покупателей должно остаться хотя бы обеспечение, если неожиданно компания-исполнитель обанкротится.
В действующей редакции закон о госзакупках обязывает заказчиков не подписывать контракт с победителем до тех пор, пока он не внесет обеспечение (денежные средства или банковскую гарантию). Размер обеспечения зависит от цены контракта и варьируется в диапазоне от 5 до 30 процентов, причем, его определяет сам заказчик. Если в договоре предусмотрена выплата аванса в размере 30 и более процентов от суммы контракта, то обеспечение приравнивает к авансу. По оценкам руководителя комитета по развитию закупок Торгово-промышленной палаты Антона Емельянова, совокупные годовые расходы участников на обеспечение договоров составляют около 1–1,2 трлн рублей. Это примерно пятая часть от общей суммы государственных заказов.