1413
Оставить комментарий Распечатать

Платон-3: сбои в системе, недовольство перевозчиков и первые миллионы рублей

Размер шрифта:

Первые дни работы системы взимания платы с большегрузов ознаменовались множеством событий и заявлений. Владельцы грузовиков продолжают протестовать, одновременно стараясь зарегистрироваться в "Платоне", депутаты множат законопроекты, направленные на улучшение участи перевозчиков, а власти хвастаются 35 миллионами рублей, заработанными "Платоном" за первые сутки.

15 ноября 2015 года пришлось на воскресенье, поэтому основной всплеск событий, связанных с началом работы системы "Платон", пришелся на понедельник, 16 ноября. Уже утром власти сообщили о том, что система взимания платы за проезд по федеральным автотрассам с грузовиков, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, отлично работает, и только за один день собрала с перевозчиков 35 млн рублей. Однако, этот тот отчет не вызвал всплеска энтузиазма у самих перевозчиков, которые не замедлили обвинить власти во вранье.

"Поздравляю вас, гражданин, соврамши!"

Эта фраза из бессмертного произведения Михаила Булгакова как нельзя подходит к той ситуации, которая сложилась вокруг системы "Платон" 16 ноября. Ассоциация грузоперевозчиков «Грузавтотранс» из Санкт-Петербурга обвинила Министерство транспорта в отсутствии обещанного моратория на штрафы для перевозчиков за неоплату проезда грузовиков по федеральным трассам.

В результате недовольные перевозчики собрались у офисов "Платона" и потребовали от чиновников объяснений. Ведь представители оператора "Платона" очень вежливо объяснили владельцам фур, что не знают ни о каком моратории на штрафы, а система заработала на всей территории России в обычном режиме, а не только на территории Московской области, как было анонсировано накануне. Таким образом, перевозчики в одночасье оказались перед дилеммой - устроить полномасштабные акции протеста, или срочно регистрироваться в ненавистной системе. Большинство выбрало второй вариант и срочно ринулось в сервисные центры и на сайт. "Платон", не имевший опыта работы в тестовом режиме, не выдержал такой нагрузки, фактически рухнув. Правда, перед этим, руководство компании "РТ-Инвест Транспортные системы" (оператор "Платона") сообщало о попытках взлома системы, которые удалось предотвратить. Утром 17 ноября возле офисов "Платона" собралось множество граждан, желающих зарегистрировать грузовики и получить возможность осуществлять перевозки, не опасаясь штрафов. Очереди по состоянию на 9 утра, в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, насчитывали сотни желающих, к концу дня их число уже достигало несколько тысяч человек на один офис. В сервисных центрах одновременно осуществляли регистрацию в системе, выдавали бортовые устройства, которых не хватило раньше, и даже меняли трекеры, уже вышедшие из строя. В связи с наплывом владельцев транспорта сервисные центры продлили работу до 20-00, но все равно не успели обслужить всех. Тогда сотрудники "Платона" в некоторых офисах продолжили работать до 22 часов. Но и это не сильно сократило очередь. В новой статье 12.21.3 КоАП РФ, которая вступила в силу одновременно с введением платы для грузовиков - с 15 ноября 2015 года, предусмотрена немалая ответственность за проезд грузовика с массой свыше 12 тонн на автотрассе федерального значения без внесения платы. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие это требование впервые, должны оплатить штраф в размере 40 тысяч рублей, повторное нарушение будет стоить уже 50 тысяч рублей. Для юридических лиц размер штрафов намного выше - 450 тысяч рублей за первый проступок и 1 млн рублей за повторный. Поэтому перевозчики предпочли провести несколько часов (а то и дней) в очереди, чем облегчить кошельки на такие суммы. Особенно негодовали те автовладельцы, которые уже зарегистрировались заранее и успели получить вожделенные бортовые устройства. Они говорили о том, что трекеры выходят из строя спустя несколько часов дороги, в результате чего приходится возвращаться с грузом в исходную точку, чтобы не получить штраф. Ранее оператор "Платона" утверждал,, что в такой ситуации достаточно известить центр о неполадках в работе устройства и продолжать движение по намеченному маршруту.

Терминалы в офисах и сайт системы нещадно виснут, поэтому те, кто решил купить разовые маршрутные карты также вынуждены стоять в очереди к живым операторам. При этом, многие автомобили уже находятся в рейсе, и их владельцам остается только надеяться, чтобы ГИБДД не проверило наличие оплаты за проезд. Правда о реальных случаях штрафов пока никому не известно. Росавтодор не добавляет оптимизма перевозчикам. На вопросы журналистов о моратории на ведение штрафов, его сотрудники отвечают, что:

Есть законодательство, которое предусматривает штрафные санкции за отсутствие внесения платы за проезд автомобиля массой свыше 12 т по федеральным трассам. Если перевозчик пренебрегает данным требованием, а система зафиксирует нарушителя, то информация об этом будет направляться в Госавтоинспекцию.

Что же касается заявлений про мораторий, то это относилось к стационарным рамкам контроля, которые пока установлены только в Московской области. Однако, для контроля за фурами используются также автомобили мобильного контроля, которыми оснащены органы ГИБДД на всей территории РФ.

Головокружение от успехов

Гораздо более охотно чиновники рапортуют о достижениях, нежели о недостатках. Это в полной мере относится и к системе "Платон". Уже утром 16 ноября в на сайте Росавтодора появилось сообщение о том, что за первые сутки работы "Платон" успел собрать 35 млн рублей. При этом система работает в штатном режиме и те, кто позаботился о регистрации заблаговременно, чувствуют себя отлично. А панику создают те, кто надеялся надавить на власти и получить послабления. При этом, успешно зарегистрировались, по данным властей, крупные перевозчики, а панику создают исключительно частники.

Однако, власти забывают упомянуть о том, что многие автовладельцы жалуются на работу системы и даже рассказывают о том, что с их счетов плата за единичную поездку была списана несколько раз. О такой ситуации рассказал журналистам руководитель компании-перевозчика, владеющей 120 грузовыми автомобилями.

Аналогичную озабоченность высказывают представители ритейла, которые далеко не все успели встать на учет в системе. Поставки продовольствия в розничные точки регионов, таким образом, оказались под угрозой.

Кнут и пряник

На фоне противостояния вокруг "Платона" активизировались различные политические силы. За три последних дня на рассмотрение Госдумы поступили сразу несколько законопроектов, связанных с взиманием платы за проезд с грузовиков. Представители "Справедливой России" предложили ввести трехлетний мораторий на ее взимание, а "Единая Россия" ратует за сокращение штрафов. 17 ноября группа депутатов от "Справедливой России" внесла законопроект № 930035-6 "О внесении дополнения в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Инициатива направлена на предоставление возможности перевозчикам, которые используют упрощенную систем налогообложения включать сумму, уплаченную "Платону" в состав расходов. Соответствующие изменения депутаты предложили внести в статью 346.16 Налогового кодекса РФ.

При этом, надо отметить, что подобное уменьшение налогооблагаемой прибыли и так вытекает из принципа такой оплаты за проезд грузовиков. Поскольку она прямо связана с хозяйственной деятельностью перевозчиков. Такие разъяснения ранее уже давал Минфин, однако они, по словам парламентариев, носят информационный характер и могут быть не приняты во внимание налоговой службой. К тому же, если перечень расходов из статьи 264 НК РФ, которые подлежат отнесению в налогооблагаемую базу на общем режиме налогообложения, является открытым, то перечень из статьи 346.16 НК РФ признается исчерпывающим. При всех благих намерениях депутатов, нужно отметить, что для их рассмотрения требуется определенное время. Некоторые законопроекты становятся законами только спустя годы после внесения в нижнюю палату парламента. Столько времени у перевозчиков, попросту нет. Система "Платон" начала работать с 15 ноября, и с этим уже точно ничего не поделать. Поэтому остается надеяться на добрую волю чиновников, добросердечие сотрудников ГИБДД, и большую удачу самих перевозчиков. В противном случае, коллапс ожидает не только систему грузовых перевозок, но и, возможно, экономику страны в целом. Ведь логистика является одним из ее краеугольных камней.

Может пригодиться:

Оставить комментарий Распечатать