66076
Оставить комментарий Распечатать

Плата за проезд грузовиков, или как договориться с "Платоном"

Размер шрифта:

С 15 ноября в России вводится платный проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей, имеющих массу больше 12 тонн или превышение габаритов. В связи с этим компанией-оператором, по поручению Правительства РФ, была разработана специальная система автоматизированного контроля и оплаты на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, под названием "Платон". Система еще не запущена, однако вопросов к ее работе появилось уже немало.

В России, как известно, две главные беды. И если с первой ничего нельзя поделать даже теоретически, то со второй, а именно с плохими дорогами, чиновники периодически пытаются бороться. Но денег, как водится, постоянно не хватает. Ведь Россия большая и дорог у нас много. Поэтому власти вынуждены изобретать все новые способы финансирования, чтобы сделать хоть как-то и хоть что-то. Кроме транспортного налога, который платит каждый автовладелец, россияне недавно узнали о платных трассах, а также о том, что основной вред дорогам наносят большегрузные автомобили с негабаритными размерами.

Превысил? Плати

С грузовых автомобилей, имеющих массу свыше 12 тонн решили с 15 ноября 2015 года брать дополнительную плату за езду по федеральным трассам. Соответствующие поправки были внесены в . Кроме того, Президент России Владимир Путин подписал новый Федеральный закон N 248-ФЗ 13 июля 2015 года. Согласно его требованиям, превышение габаритов и загруженности грузовиков не должны превышать норму более чем на 2 процента. В противном случае, необходимо платить. А чтобы знать об этих превышениях и об использовании такими грузовиками федеральных трасс, их узловые участки решили оснастить специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. В отношении установления платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков с массой свыше 12 тонн, в целях исполнения статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», еще 14 июня 2013 года Правительство РФ приняло . 18 мая 2015 года в это постановление было внесено изменение размера платы с 3,5 до 3,73 рубля за километр и установления даты начала действия этой нормы - 15 ноября 2015 года. Президент осенью 2014 года поручил Правительству РФ обеспечить контроль на дорогах, чиновники разработали cоответствующий план. И вот уже заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович утвердил «дорожную карту», направленную на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Согласно плану, разработанному Минтрансом, автоматизированной системой весогабаритного контроля к 2020 году должны быть оснащены все трассы федерального значения. Отвечать за сохранность средств учета поручили владельцам дорог.

Получается: превысил вес и габариты, выехал на федеральную трассу - плати по 3,73 рубля за каждый километр. Не заплатил? Отвечай по новой статье 12.21.3 КоАП РФ, которая также начинает действовать с 15 ноября 2015 года. В соответствии с ней за движение грузового автомобиля с массой свыше 12 тонн без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным федерального значения таким транспортным средством влечет положен административный штраф. Водитель транспортного средства заплатит 5 тысяч рублей, а владелец автомобиля, если он юридическое лицо - 450 тысяч рублей. За повторное нарушение придется заплатить уже 1 миллион рублей. Кроме того, нарушителей могут привлечь к ответственности по статье 5.63.1 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Штрафы по этой статье предусмотрены в размере до 250 тысяч рублей за первое нарушение, и до 500 тысяч рублей за повторное. Чиновникам они, кстати, кажутся скромными. Поэтому в ближайших планах - усиление административной ответственности по этому поводу. Раз есть ответственность, значит должен быть и контроль. А также система оплаты. И вот тут начинается самое интересное.

Благие намерения

Итак, компания-оператор, определенная Правительством РФ для реализации проекта, «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала в начале июня 2015 года, в Ростове-на-Дону, систему взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями массой свыше 12 тонн, и первый в России центр информационной поддержки пользователей. Разработчики системы проявили креатив и назвали свое детище "Платон". Однако намек на древнегреческого мудреца оказался не вполне уместным. На самом деле название - это просто оригинальное сокращение от фразы "плата за тонну". Мероприятие по презентации системы прошло торжественно. В нем приняли участие представители ФКУ «Дороги России», министерств транспорта Ростовской области, Казахстана и Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». Разработчики рассказали, что принцип работы системы заключается в автоматическом взимании оплаты за расстояние, фактически пройденное грузовиком. Система работает с использованием глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, что обеспечивает постоянный мониторинг маршрута транспортных средств, безостановочное взимание платы и полное исключение человеческого фактора. При нарушении правил оплаты происходит автоматическая фиксация. Владельцам грузового транспорта предложили выбирать из двух способов оплаты движения по федеральным трассам. Первый из них направлен на тотальный и постоянный контроль - грузовик бесплатно оборудуется специальным бортовым устройством на базе ГЛОНАСС/GPS, и для него открывается специальный лицевой счет. Владелец оплачивает денежные средства на счет оператора, из расчета 3,73 рублей за каждый километр пробега грузовика по федеральной трассе. Такой способ, по мнению разработчиков, подойдет для тех грузовиков, которые осуществляют регулярные перевозки грузов по федеральным трассам. Второй способ - это разовое получение маршрутной карты на одну поездку. Для этого транспортное средство необходимо зарегистрировать в специально созданной онлайн–системе и оплатить поездку авансом, согласно заданного маршрута.

Пример расчета
Тульский производитель пряников снабжает своей продукцией сеть кондитерских магазинов в Москве. Для этого, регулярно, по вторникам и пятницам он отправляет в Москву свой грузовик с продукцией. Расстояние по федеральной трассе М2 от Тулы до Москвы составляет 193 километра. Поэтому одна поездка до Москвы по тарифу 3,73 рубля за 1 километр будет стоить: 193 * 3,73 = 719 рублей 89 копеек. Неделя обойдется в 1439 рублей 78 копеек, месяц - 5759 рублей 12 копеек, а год - целых 74868 рублей 56 копеек. При этом, в расчете учтена плата только в направлении до Москвы, обратный рейс без груза сделает поездку по федеральной трассе в два раза дороже. Кроме того, мнения о том, нужно ли рассчитать НДС 18 процентов и добавить их к тарифу - расходятся. А официальных комментариев по этому поводу пока нет.

Для обеспечения взаимодействия на всей территории РФ система "Платон" получила специальный сайт в интернете. Кроме того, открываются центры информационной поддержки пользователей во всех крупных городах. Ведь 15 ноября 2015 года - дата, когда должна начать действовать плата для большегрузов, - уже не за горами. Во многих городах перед открытием информационных центров прошли круглые столы, как это было сделано, например, в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие приняли участие председатель Комитета по дорожному строительству Ленинградской области Михаил Козьминых, генеральный директор «РАДОР» Игорь Старыгин, а также представители крупнейших в регионе логистических компаний и компаний-грузоперевозчиков, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», Группа «Илим», ООО «Транснефть-Балтика», ООО «ТранКо», Пивоваренная компания «Балтика», ГК «СПб Транс», ООО «Деловые линии» и ОАО «Совавто-Санкт-Петербург». Разработчики рассказали о системе "Платон" и ответили на вопросы собравшихся. Всего в СЗФО пообещали открыть 22 центра обслуживания пользователей системы "Платон" (13 региональных офисов и 9 пограничных), где владельцы автотранспортных средств смогут получать подробную информацию о работе системы и принципах оплаты, зарегистрировать грузовой автомобиль в системе, а также получить бесплатно бортовое устройство. Как сообщил разработчик системы, их предусмотрено порядка 2 млн на всю Россию. Так что должно теоретически хватить на всех. Сайт разработчики оснастили справочным разделом, всеми необходимыми нормативными документами, разделом "вопрос-ответ" и технической поддержкой для пользователей. И все было бы хорошо, но как только появились первые желающие зарегистрировать транспорт, начались и первые проблемы.

Дорожный ад

Сайт владельца системы "Платон" ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое определено в качестве оператора, осуществляющего полный цикл создания системы по сбору платы и взимающего эту плату с пользователей, встречает посетителей отсчетом дней, которые остались до 15 ноября 2015 года. Радостной эта дата, как видно, является только для самих разработчиков системы. Ведь ни среди автовладельцев, ни среди отправителей грузов нельзя найти никого, кто бы приветствовал такое повышение издержек. Власти же уверены, что только такая мера поможет повысить качество дорожного покрытия и инфраструктуры самих дорог.

Сейчас 60% дорог федерального назначения соответствуют нормативу, и лишь 37% региональных дорог находятся в аналогичном состоянии. При этом финансовое обеспечение поддержания региональных дорог в нормативном состоянии на сегодняшний день составляет 14% от потребности, которая оценивается в 1,45 трлн. рублей. Один из вариантов, который был предложен для решения этой задачи, - взимание платы с тех транспортных средств, которые наносят наибольший ущерб автомобильным дорогам, то есть взимание платы с автомобилей с разрешенной максимальной массой 12 тонн. Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн. рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовые автомобили с перевесом всем дорогам (федерального и регионального значения) равняется 2,6 трлн. рублей, при таком балансе положительной динамики в состоянии автомобильных дорог не будет.

Однако вернемся к сайту "Платона". После "радостного" отсчета дней до запуска системы, пользователи могут непосредственно ознакомиться с условиями, тарифами, новостями и зарегистрироваться, если не пропадет желание. Первым делом, нужно заглянуть в раздел вопросов и ответов. Там можно сразу узнать, что жаловаться или предъявлять претензии на работу системы "Платон" предлагается только самим разработчикам, используя телефон, мобильное приложение, личный кабинет на сайте или электронную почту. Как видно, требования об обращениях граждан на эту структуру не распространяются. И, хотя система еще не запущена, поводов для жалоб у ее потенциальных пользователей уже набралось достаточно. Даже если опустить множественные грамматические ошибки в текстах, опубликованных на сайте, останется полное отсутствие возможности получить информацию и ответы на конкретные вопросы. Владельцы тягачей с полуприцепами, в частности, не смогли добиться от оператора в колл-центре ответа на вопрос о том, каким образом будет тарифицироваться проезд такого транспортного средства. Ведь по законодательству грузовой автомобиль - это одно транспортное средство, а прицеп - другое. И они имеют разные регистрационные номера, а значит и будут по-разному идентифицироваться контролирующими устройствами на дороге. Кроме того, специалисты по "Платону" не смогли разъяснить порядок регистрации в системе арендованных автомобилей. Согласно информации на сайте, зарегистрировать транспортное средство может только его владелец - юридическое или физическое лицо, резидент Российской Федерации. При подаче заявление на регистрацию в реестре системы, владелец грузовика подтверждает свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных», а также несет ответственность за всю предоставленную информацию. Аналогично может поступить уполномоченный представитель владельца, то есть арендатор автомобиля. Но тогда, владелец может неожиданно получить штраф за нарушение порядка оплаты, принадлежащим ему транспортным средством, если арендатор вдруг забудет или не захочет зарегистрировать грузовик в системе. В этом случае, придется потратить много времени и нервов, чтобы доказать свою непричастность к ситуации. При обращении с вопросами на электронную почту "Платона" пользователи не смогли получить внятного ответа на вопрос о том, как быть, если устройство в машине сломалось во время рейса, а водитель не имеет технической возможности сообщить об этом "Платону". Ведь, согласно инструкции, такое сообщение является обязательным в случае поломки. Операторы ответили на этот, достаточно простой вопрос, что в этом случае водитель грузовика должен попросить помощи у других водителей. Не нашлось ответа и о том, как быть пользователю грузовика, который не оплатил штраф, наложенный на него ГИБДД за нарушение правил дорожного движения. Ведь в этом случае, бортовая система блокируется, а машина к этому моменту может еще не вернуться из рейса. Россия - страна большая. И, чтобы пересечь ее из одной точки в другую на большегрузном автомобиле, порой требуется несколько недель. Таким образом, устанавливая бортовую систему "Платон", автовладелец играет в русскую рулетку и не застрахован от неожиданностей, поскольку работники информационных центов, почему-то, не могут доступно разъяснить как действовать в той, или иной ситуации, чтобы не нарушить требования законодательства. Такое положение вещей заставляет серьезно задуматься о том, куда и на что пошли огромные средства, затраченные на создание системы. Ведь, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р "О заключении концессионного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн", размер ежегодной платы концедента, в роли которого выступает Росавтодор, составляет 10,61 млрд рублей в год. Что это значит? Только то, что разработчик системы затратил собственные средства на ее создание и теперь имеет намерение, по контракту, в течении 30 лет получать их обратно от государства. Конечно же, с учетом своей рентабельности и всех затрат на обслуживание системы. В том числе и тех, которые идут на обучение и оплату труда операторов технической поддержки и обслуживания сайта. В результате именно автовладельцы должны оплатить безграмотность операторов из своего кармана.

Зарубежный опыт

Надо отметить, что Россия - это далеко не первая и совсем не единственная страна, которая ввела такую систему оплаты для большегрузных автомобилей. Другие страны практикуют такие системы с разным успехом уже довольно давно. Примечательно, что автовладельцы абсолютно везде не настроены переплачивать за пользование автодорогами, и стараются обойти эту необходимость любыми способами. По слухам, даже в законопослушной Германии, водители грузовиков находили способы не проезжать через идентифицирующие рамки и получали за это бонусы от работодателей. У соседней Литвы также есть недавний опыт введения дорожного сбора, так называемых "дорожных виньеток" для грузоперевозчиков. Литовский портал Cargonews попробовал провести аналогию между опытом литовских "реформ" и российскими перспективами. Выяснилось, что не так все страшно, если подойти к процессу грамотно. По рассказам представителей компаний, они сперва тоже опасались введения новых сборов. Однако систему быстро наладили, а сами платежи не оказали существенного влияния на стоимость перевозок для заказчиков. Ведь в условиях сокращения фрахта существенно возрастает конкуренция, и перевозчики осознанно идут на увеличение собственных издержек, сохраняя первоначальную цену для клиентов. Литовские перевозчики уверены, что так будет и в России. Тем более, что они имеют долголетний опыт сотрудничества с российскими клиентами.

Мы возим грузы в Россию много лет. В последнее время грузопоток несколько сократился, но наша компания работает более или менее стабильно. Я не думаю, что новые российские налоги как-то отразятся на ценообразовании услуг. Если в нынешней ситуации кто-то вздумает поднять свои цены, он неизбежно потеряет своих заказчиков – они просто обратятся к другим перевозчикам. На рынке очень много дешёвых предложений, и всем нам приходится как-то маневрировать. Все заказчики торгуются за каждый евро, наша задача предложить такую цену, чтобы обе стороны были довольны. Если рискнешь сказать, что твоя услуга подорожала из-за новых налогов, останешься без заказов.

Российские перспективы

Однако российские автоперевозчики совсем не уверены, что введение платы за проезд по федеральным трассам не отразится на стоимости перевозок для клиентов. Они откровенно паникуют и предрекают увеличение себестоимости грузоперевозок на 15–20%, которое обязательно ускорит инфляцию на 2 прогнозных пункта. Примечательно, что на стороне автовладельцев выступает Минэкономразвития. Его специалисты подсчитали, что тариф в 3,73 рубля за 1 километр приведет к росту цен на потребительские товары минимум на 5%. Так, как стоимость доставки таких товаров повысится минимум на 12%. Поэтому ведомство рекомендует Правительству рассмотреть возможность снижения тарифа в целых шесть раз – до 64 копеек за километр. Сами перевозчики просят вообще ввести мораторий на такую плату, минимум до 2016 года. Они уже обратились с такой просьбой к премьеру-министру российского Правительства Дмитрию Медведеву. Обращение подписали также крупные производители потребительских товаров, такие как производители безалкогольных напитков, «Русбренд», «Акорт», Руспродсоюз, Союзмолоко, союзы мороженщиков и предприятий молочной отрасли, производители кондитерских изделий и другие. Однако Росавтодор выступает против. Он уже посчитал ожидаемые годовые сборы от нововведения и оценил их примерно в 60 млрд рублей в год. Из этих средств 10,6 млрд рублей пойдут на оплату услуг «РТ-инвест транспортные системы», а остальные деньги ведомство планирует направить в дорожный фонд. И если власти согласятся на введение нулевого сбора и сокращение тарифа, с его постепенным повышением к 2019 году, Росавтодор все равно должен будет выполнять условия концессионного соглашения и ежегодно оплачивать по 10 млрд рублей. Первый срок платежа наступает уже в январе 2016 года. Поэтому во что выльется противостояние перевозчиков и производителей с одной стороны и чиновников, с другой, пока остается покрыто туманом. Но то, что система "Платон", как опасаются многие ее потенциальные пользователи, может дать сбой прямо в момент запуска -вполне вероятно. Конечно, к коллапсу грузоперевозок, в конечном итоге, такая ситуация все же не приведет. Поскольку для бизнеса важнее исполнение своих обязательств перед партнерами, чем участие в бюрократических и технических изобретениях чиновников. Но вот к всплеску судебных разбирательств касательно привлечения к административной ответственности грузоперевозчиков, а также встречного возмещения разработчиками “Платона” понесенных убытков, видимо, надо быть готовыми всем.

Может пригодиться:

Оставить комментарий Распечатать